Творческие задания для журналистов

  • Опубликовано: 28 March 2012
  • Автор: admin

1. «Живая речь». Студентам предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек «живой» речи (например, в автобусе, на улице, в столовой), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики.

Цель упражнения – овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. «Время». Студенты самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +/- 5 минут считается нормой.

3. «Фраза-картинка». В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист обязан создать «эффект присутствия». Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание – «показать» фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. «Реплики». Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. «Жесты и мимика». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. «Вкусные слова...» Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. «Ассоциации». Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА–МЫШЬ–АДМИРАЛ, ШЕЯ–ГИРЯ–АУКЦИОН, ФЕРЗЬ–БАЯН–КОНСЕНСУС, СЕССИЯ–-ЗИГЗАГ–ТЕЛЕФОН.

Цель  – научиться делать «мостики»-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. «Сказка». Студенты выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр. Цель упражнения – уточнение смысла понятия «журналистская информация».

10. «Три газеты». Студенты делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и так называемое «желтое». Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также – лексикой) своего издания. Цель упражнения – определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. «Стоп-кадр». К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного-трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения – не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40–50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. «Одно...». Студентом выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения – поиск социального смысла в частном случае.

13. «Главная улица». Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета. Цель упражнения – уточнение методики работы в разных жанрах.

14. «Письмо в редакцию». Студенты пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения – преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. «Приметы времени». По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: «Бедственное положение образования», «Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет», «В стране царит милицейский произвол» и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель – умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. «Два взгляда». Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на СВОБОДНЫЙ СЕКС. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. «Впрок». Студенты методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения – овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

18. «Описание». Не называя имени, описать с помощью местоимения третьего лица любую известную личность, чтобы по чертам внешности или манерам поведения можно было угадать, о ком идет речь. Каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют героя. Описать любое местное здание, которое является достопримечательностью или выделяется своей архитектурой, при этом студенты не называют само здание. Затем каждый студент зачитывает свой текст вслух, остальные – определяют здание.

19. «Как». Сравнения с «как» (словно, будто) делают текст ярче и образнее. Студентам предлагается создать образ, используя сравнение через «как». Для этого преподаватель заранее готовит список слов, к которым студенты должны подобрать сравнение. Вариант второй – студенты придумывают несколько заголовков, в которых используют сравнение с «как», к ранее опубликованному тексту.

20. «Диалог». Описать известную в регионе личность (чиновник, спортсмен, актер и т.д.) с помощью диалога двух старушек, отца и сына, представителей молодежи и т.д.

21. «Существительное + глагол». Используя только глаголы и существительные, описать сцену, как мужчина с похмелья утром бреется в ванной, торопясь на работу.

22. «На рассуждение». Написать текст из 10–15 предложений в стиле рассуждения на тему «Похвала мухе» (варианты могут быть различными).

23. «Резюме». Дописать уже опубликованную в газете заметку одним предложением-рассуждением. Сравнить результаты.

24. «Общий заголовок». Одновременно всем студентам написать короткий текст на разные темы (политика, экономика, погода, общественная жизнь, культура и т.д.) под общим заголовком «Мороз крепчал». Заголовок должен быть обыгран в тексте.

25. «Символическая цифра». Написать зарисовку о человеке, используя в качестве основы символическую цифру, обобщающую его жизненный путь.

26. «Заголовки». К предложенному преподавателем тексту написать несколько заголовков, разных по типу. Затем к каждому из заголовков сделать подзаголовок, уточняющий или детализирующий сказанное.

27. «Лид». К выданному преподавателем тексту, написать несколько разных лидов, например, лид «немедленная идентификация», лид-цитата, лид-рассказ, интригующий лид.

28. Организация деловой игры

Деловые игры широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  • Журналистское произведение как тип текста.
  • Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  • Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  • Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  • Оперативное отражение действительности в журналистике.
  • Журналистское творчество и культура.
  • Закономерности журналистского творчества.
  • Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ

Действующие лица:

Корреспондент – студент.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный Вами материал – статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание студенту, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание студентам, играющим роли сотрудников редакции: оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК

Действующие лица:

Очеркист – студент.

Редактор отдела – студент.

Ответственный секретарь – студент.

Главный редактор – студент.

Действие первое. Студент приносит на занятие написанный дома материал.

Задание студенту: докажите, что представленный вами материал – очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание студенту, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала. Соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание студенту, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Задание студенту, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание студентам, играющим роль сотрудников редакции:

оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Взято отсюда

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.