Роль текста в авраамических религиях

  • Опубликовано: 23 September 2013
  • Автор: danik

The Books  by ~JohnKyo

Данияр Сабитов

У нас нет ничего, кроме информации. Мы отличаемся от животных не тем, что умеем смеяться, а лишь тем, что способны работать с текстами. Слова наполняют нашу голову ежесекундно — через них мы понимаем себя и мир. Текст сидит в нас не просто глубоко — он пронизывает всю суть человеческой цивилизации — с самых древнейших времен и по сегодняшний день.

Эрих Фромм в книге «Забытый язык» дает интерпретацию вавилонского мифа о сотворении мира (Энума Элиш).  Описывая победу Мардука над правившей вселенной великой матерью Тиамат, Фромм делает акцент на том, что происходило после. Мардук должен был стать верховным богом, но прежде другие боги потребовали от него показать свою силу:

«Воистину, владыка, превыше всех богов твое предназначенье,
Повелевай: «Уничтожить и сотворить!», и да будет так!
Да исчезнет одеянье по слову из уст твоих;
И по другому слову да возникнет оно в целости».
И повелел он устами своими, и исчезло одеянье.
И повелел он снова, и возникло оно снова в целости.
И уверились боги, отцы его, в могуществе его слова,
И возрадовались они и преклонились перед ним:
«Мардук – царь!»

Казалось бы, с заданием по уничтожению и воссозданию «одеяния» мог бы справиться любой второкурсник Хогвартса, однако здесь на кону правление вселенной. Фромм поясняет таким образом: «Но как же им победить, если в одном женщина выше их – она от природы одарена способностью к сотворению, она может вынашивать детей. В этом отношении мужчины неплодотворны.

Чтобы одержать победу над матерью, мужчина должен доказать, что он не ниже женщины, что он тоже способен производить. Если он не может производить из чрева, он должен производить каким-то другим способом; он производит ртом, словом, мыслью. В этом заключается смысл испытания: Мардук сможет победить Тиамат, только если докажет, что тоже может что-то сотворить, хотя бы и другим способом. С победой Мардука устанавливается превосходство мужчин, природное плодородие женщины обесценивается, и начинается эра мужского господства, основанного на способности мужчин производить с помощью мысли – том способе производства, с которого началась человеческая цивилизация».

Помимо всего прочего Фромм отмечает, что это был момент перехода от матриархата к патриархату и был он так давно, что для мифологии позднейших циаилизаций обоснования этого перехода уже было не нужно. «Там, где кончается вавилонский миф, начинается миф библейский. Верховенство мужского божества установилось, и от предыдущей эпохи – матриархата – почти не осталось следов. «Испытание» Мардука стало главной темой библейского повествования о творении. Бог создает мир своим словом»[1]. А в Евангелие от Иоанна так и начинается: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Но об этом чуть позже.

Очевидно, что текст для огромного числа ныне живущих, является не просто инструментом. Не осознавая роль текста, особое отношение к нему глубоко содержится в культурных кодах. Особенно четко это прослеживается в авраамических религиях, или как их называют по другому, в «религиях книги».

Единственный способ узнать о воле творца, о существующем мире — это читать священный текст. Это справедливо для иудеев, христиан и мусульман. Бог не вкладывает в существ некой ествественной нравственности — о правилах поведения человек также узнает через текст.

Да и сам священный текст не так прост.

Если мы возьмем иудейскую традицию, то весьма любопытно рассмотреть такой вид религиозной литературы как мидраш. Мидраши — это раздел устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе.

В книге Рабби Моше Вейсман «Мидраш рассказывает» автор пишет: «Мир был создан с единственной целью - чтобы изучать  Тору и выполнять ее повеления. Тора была  первым из  этих  семи  фундаментальных  понятий. Она на  две тысячи лет предшествовала  сотворению мира. Какая в этом была необходимость?

Тора как бы говорит: "Я послужила Архитектору инструментом при строительстве мира".Если   строитель   станет   воздвигать   дом,  не   посоветовавшись   с архитектором, то как будет  выглядеть  результат его труда? Может оказаться, что в доме  не будет хватать  необходимых  дверей, окон  или  лестниц. Может получиться   так,    что   основная    опорная   балка   окажется    неверно сконструированной   и   весь   дом   обвалится   вскоре   после   завершения строительства.  Так  что  каждому  строению должен  предшествовать  план.  В качестве первого шага  к строительству  архитектор  должен  начертить план - полную картину  здания,  включающую все  его части, входы и  выходы. И тогда строитель будет следовать плану сооружения, претворяя его в жизнь».

По  какой же  схеме был построен мир? Тора  говорит: "Я  была для Ашема генеральным  планом по построению этого мира! Все  шесть  Дней Творения Ашем держал меня перед Собой. Он  смотрел на  стих (1:1)  "В  начале сотворил Б-г небо  и землю" и соответственно создавал небо  и землю. Он  смотрел на слова (1:3) "И сказал Б-г: "Да будет свет" и воплощал эти слова,  создавая свет, и т. д." Таким образом,  во  все время Творения следовал  Он шаг за шагом словам Торы, придавая вселенной тот вид, который соответствует плану, содержащемуся в Торе».

Очень интересные тексты из других мидрашей приводятся в книге В. Ю. Ирхина и М. И. Кацнельсона «Уставы небес: 16 глав о науке и вере»[2]: «В четырех первых словах Торы В НАЧАЛЕ СОЗДАЛ ТВОРЕЦ (Берешит Бара Элоким), два первых слова начинаются с буквы бэт, а два следующих — с буквы алеф. Сказано: когда задумал Творец создать мир, все буквы были еще скрыты, и еще за 2000 лет до сотворения мира, Творец смотрел в буквы и забавлялся ими. Когда Творец задумал создать мир, пришли к Нему все буквы алфавита в обратном порядке, от последней — тав, до первой — алеф. Первой вошла буква «тав» и сказала: «Владыка мира! Хорошо, а также приличествует Тебе построить мною, моими свойствами, мир. Потому что я печать на кольце Твоем, называемом правда-эмэт, заканчивающаяся на букву Тав. А потому сам Ты называешься правда, и поэтому подходяще Царю начать мироздание с буквы тав, и ею, ее свойствами, создать мир». Ответил ей Творец: «Красива и пряма ты, но не достойна, чтобы твоими свойствами был создан задуманный Мною мир, потому как в будущем ты будешь записана на лбах истинно верующих, выполняющих всю Тору от алеф до тав (от первой до последней буквы) и погибших из-за тебя»…

Вошла к Творцу буква бэт и сказала: «Создатель мира, хорошо мною сотворить мир, потому что мною Благословляют Тебя и высшие и низшие. Ведь Бэт это Браха-благословение». Ответил ей Творец: «Конечно, тобою Я создам мир и ты будешь началом мира!». Стояла буква алеф и не вошла предстать перед Творцом. Сказал ей Творец: «Почему ты не входишь ко Мне, как все остальные буквы?» Ответила Ему: «Потому что видела, что все остальные буквы вышли от Тебя без желанного ответа. И, кроме того, видела я, как Ты дал букве бэт этот большой подарок. А ведь не может Царь вселенной забрать обратно свой подарок и передать его другому!» Ответил ей Творец: «Хотя с буквой бэт Я создам мир, но ты будешь стоять во главе всех букв и не будет во Мне единства, как только через тебя, с тебя всегда будет начинаться расчет всего и все деяния этого мира, а все единство только в тебе».

Очевидно, что в иудаистической традиции еврейскому алфавиту и Торе придается огромное значение[3].

В христианской традиции слово также является сверхсакральным. Мы уже цитировали начало Евангелия от Иоанна о том, что в начале было Слово. В христанстве считается, что под Словом подразумевается Иисус Христос. Его называют Логосом. Слово, ставшее плотью — об этом же. Очень подробно можно прочитать в статье «Бог Слово».

И, наконец, ислам придает тексту не меньшее значение. Во-первых, нужно отметить, что отличает Коран о Торы и Библии. Если иудейские и христианские тексты -  это рассказы о боге, то  Коран — это непосредственно текст самого бога. Н. Б. Мечковская в работе «Язык и религии» пишет: «Согласно исламской доктрине, сам Аллах был создателем арабского письма; те знаки, с помощью которых был впервые записан Коран (651 г.), как и Откровение Аллаха, изначально пребывали на небе. Понятно, что степень сакральности прямого слова Бога выше, чем святость "косвенного" (т.е. "от 3-го лица", и в этом смысле "постороннего") повествования о Боге или святость пересказа слов Бога пророком, хотя бы и вдохновленным Богом ("богодухновенным"). Таково одно из коммуникативных обстоятельств, обусловивших то, что из всех религий Писания именно в исламе культ священного Писания получил максимальное развитие».

Интересно, что долгое время шли споры о том, был ли Коран всегда или появился лишь во время Откровения: «Повышенный культ Писания в исламе ярко проявился в догматическом споре о сотворенности или несотворенности Корана. Согласно первоначальной и ортодоксальной концепции, Коран не был создан: он, а также арабские буквы, с помощью которых он был записан[4], каждое слово Аллаха, сама книга Коран как физическое тело (прототип земных книг, мать книги, как сказано в 13-й суре) – существовали всегда, извечно и хранились на седьмом небе в ожидании прихода того, кто в наибольшей мере окажется достойным получить слово Бога. Этим человеком стал Мухаммад, пророк Аллаха.

Рационалистически настроенные противники догмата о несотворенности Корана, впервые заявившие о себе на рубеже VIII-IX вв., отрицали тезис о несотворенности под флагом защиты монотеизма. Допущение извечности и несотворенности Корана, учили они, равносильно наделению этой книги свойствами Бога, то есть, иначе говоря, признанию наряду с Аллахом второго Бога – книги; при этом они иронически именовали защитников догмата о несотворенности Корана "двоебожниками" (Климович, 1986, 84).

Спор о природе Корана не был узко богословской дискуссией ученых схоластов. В IX-X вв. он волновал широкие круги мусульман и нередко приобретал такую остроту, что вызывал тюремные заключения, телесные наказания и даже вооруженный мятеж (в 846 г.); "в Персии можно было встретить на улице носильщиков, споривших между собой, сотворен ли Коран или нет" (Бартольд, [1918] 1992, 40, 43). В конце концов победила ортодоксия: догмат о несотворенности Корана. Упрек в "двоебожии" был нейтрализован тезисом, согласно которому Коран "перед Творцом не есть сотворенное" (Климович, 1986, 94). Несогласные с несотворенностью Корана жестоко преследовались»[5]. Очень подробно о «Матери книги», аргументации в пользу несотворенности Корана можно прочитать здесь.

Итак, авраамические религии создали удивительный религиозный мир, где тексту, слову отводится не просто большая роль. И поскольку эти концепты лежат в основе каждой из трех религий, они не могут не формировать культурные коды, которые работают глубинно и не всегда проявлено.

Один из напрашивающихся выводов — это почти уравнивание текста с божественной природой.  С этой точки зрения тезис Жака Дерриды о том, что весь мир есть текст и нет мира вне текста, получает интересное толкование.




[1] Эрих Фромм Забытый язык, 2009 год.

[2] В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон Уставы небес: 16 глав о науке и вереЕкатеринбург, издательство У-Фактория, 2000.

[3] см. подробнее Е. Бурмистров, М. Эндель "Сефер йецира", или "Книга Творения", А. Костенко «22 священные буквы», Д.Палант. «Тайны еврейского алфавита».

[4] Учитывая, что арабский язык является божественным и лишь на нем может быть записан «настоящий» Коран объясняет, почему в переводах всегда указывается — перевод смыслов.

[5] H.Б. Мечковская Язык и религии Лекции по филологии истории религий, М.: Агентство «ФАИР», 1998.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.