Оператор, сдавайся!

  • Опубликовано: 23 September 2010
  • Автор: admin

Многие считают, что мобильная связь в Казахстане очень дорогая. Наконец, на это обратило внимание и государство. Новое Министерство связи и информации одной из первых своих задач поставило снижение стоимости переговоров

По данным Агентства по статистике за август услуги связи по-прежнему остаются одной из наиболее высокодоходных отраслей экономики. С начала года компаниям, работающим в этой сфере, удалось получить доход в размере более 41 млрд. тенге, из которых почти половина приходится на мобильную связь.

СМИ не раз уже писали, что уровень цен на услуг мобильной связи в нашей стране является одним из самых дорогих в мире. В принципе, сложившаяся ситуация не удивительна. Иного и не может происходить там, где условия на рынке диктуют монополисты. В нашем случае речь идет в первую очередь о «GSM-Казахстан»с торговыми марками Activ и K’Cell и «Кар-Тел» с брендом Beeline. Конечно, на рынке присутствуют казахтелекомовская компания Dalacom (Pathword и City) и недавно купленная шведской TELE2 «Мобайл Телеком –Сервис» (Neo). Но на них приходится незначительная доля абонентской базы. Если сравнивать нашу ситуацию с российской, то в соседней стране цены значительно ниже. Но даже при этом российская пресса обвиняет «большую тройку» (МТС, Вымпелком и Мегафон) в том, что она не идет на встречу ожиданиям потребителей. Что уж говорить об отечественных операторах?

Но возможно нынешний год будет каким-то переломным в вопросе ценообразования. С одной стороны наблюдается серьезное давление со стороны СМИ, а с другой – в дело вмешалось государство. Но поскольку чиновники не могут в одностороннем порядке заставить предпринимателей снизить цены, они затеяли с операторами торг. Но обо всем по порядку.
Все началось с споров вокруг сетей 3G и стоимости лицензии на их использование. Напомним, что в начале года Агентство по информатизации и связи объявило, что за само разрешение сотовые операторы должны единовременно заплатить по пять миллиардов тенге, а ежегодные взносы составят два миллиарда. Сотовики заявили, что считают эту цену чрезвычайно завышенной и начали переговоры с АИС. Для них эта цена показалась высоко, хотя эксперты из iKS-Consulting отметили, что пять миллиардов тенге – это 15–20 процентов квартальной выручки лидеров казахстанской сотовой связи. Но это дело третье. Для нас в этой ситуации важно другое. На тот момент «Центр Азии» предположил, что АИС разыграл схему «восточного базара», когда продавец изначально завышает цену, чтобы сбить ее в ходе торгов до оптимальной. Но как показали события, государство использовало 3G лишь как повод, чтобы ввести в сотовых операторов в дискуссию по всем направлениям их деятельности – 3G, интерконнект (звонки с одного оператора на другой внутри страны), роуминг и собственно тарифы на разговоры внутри сети. Для сотовых операторов 3G является слишком лакомым кусочком, поэтому они клюнули на крючок чиновников. А далее события развивали по следующему сценарию.

26 февраля, то есть спустя месяц после объявление цен на лицензию, Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) приняло решение возбудить административное дело в отношении ТОО «Кар-Тел» и «GSM Казахстан». Первая компания, по мнению чиновников, ущемил права потребителей, незаконно установив временное ограничение действия платежа. А вторая обвинялась в распространении в 2009 году недостоверной рекламы в рамках пакета «Выходные дни». Общая сумма штрафа была выписана в размере 1,5 млрд. тенге. Было очевидно, что эта претензия появилась неспроста. Скажем, почему «GSM Казахстан» не был обвинен не непосредственно во время проведения рекламы «Выходных дней», а лишь на следующих год?

В десятых числах марта все то же АЗК рекомендовало операторам с 1 апреля 2010 года снизить тарифы на международный роуминг и ввести посекундную тарификацию. В пресс-релизе отмечалось: «Установлено, что тарифы на услуги роуминговых соединений между операторами сотовой связи стран СНГ, как правило, являются симметричными. Уровень тарифов казахстанских операторов на роуминг внутри СНГ в 3-6 раз превышает аналогичные тарифы внутри стран ЕС, а также в 3-4 раза тарифы, установленные сотовыми операторами на услуги обычной международной связи». При этом компании предупредили, что если они пойдут на снижение, то «данные действия будут рассматриваться как смягчающие обстоятельства». Другими словами, им предлагали «сдаться с повинной». В противном случае АЗК пригрозил взысканием десяти процентов , от выручки, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Конечно, если инициированное расследование докажет их вину.

Поскольку никаких изменении вслед за обвинением АЗК не последовало, агентство продолжило атаку. 1 июня было объявлено, что теперь не только казахстанские чиновники, но и российские будут участвовать в проведении расследования деятельности операторов на рынке услуг роуминга. АЗК и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) решили разобраться, существует ли между тремя казахстанскими операторами и российской «большой тройкой» ценовой сговор. Вслед за второй порцией обвинений последовало и третье. АЗК обвинил казахстанских игроков в установлении пороговых сумм для подключения роуминга.

На этом метод кнута был заменен пряником. Месяц спустя премьер-министра Карим Масимов сообщил, что правительство и операторы связи близки к достижению компромисса о цене использования частот 3G. Он заявил: «Мы достигли соглашения со всеми тремя операторами (мобильной связи) о той цене, которая позволит получить коммерческую целесообразность от использования частоты 3G». А несколькими днями позднее государство озвучило свои требования четче. В частности, министр связи и информации Аскар Жумагалиев на своем личном блоге отметил, что его ведомство ждет снижения тарифов на мобильную связь в обмен на уменьшение стоимости радиочастот, пригодных для внедрения 3G. При этом он отметил, что неплохо бы снизить цена как на разговоры в рамках сети одного оператора, так и стоимость звонков к абоненту другого.

А тем времени расследование АЗК и ФАС шло своим чередом и ведомства обоих государств пришли к выводу, что ценовой сговор все-таки имел место. Была объявлена сумма штрафа в размере 28 млрд. тенге. Естественно, сотовики выразили свое несогласие с результатами расследования. Скажем, по мнению представителей компании «GSM Kazakhstanl» установление пороговых сумм на подключение роуминга никак не ущемляет прав потребителей. Выходит, что порог, который по оценкам АЗК варьируется от четырех до пятнадцати тысяч тенге, не ущемляет интересов людей, не имеющих высоких доходов. Фактически, «GSM Kazakhstan/Kcell» заставляет туристов пополнить счет на крупную сумму вне зависимости от того, будет ли человек действительно разговаривать, или просто хочет отправить несколько sms на родину. Более того, компания заявила, что ставит этот барьер в интересах самих же абонентов. К тому же, отмечают в компании, в законодательстве не прописан запрет на введение пороговых сумм. С такими же доводами выступили и представители «Кар-Тел».

Помимо введения крупных пороговых сумм к операторам есть претензии и по самим тарифам звонков. Возьмем, к примеру, K’Cell. Если вы едете в Италию, то для подключения роуминга на счету всегда должно быть как минимум четыре тысячи тенге. Сейчас работают условия акции, по которым за входящие звонки в ста странах нужно будет платить 50 тенге. А вот за звонки домой около 196 тенге. Если же вы не хотите обогащать «GSM Kazakhstan/Kcell» на четыре тысячи сразу, то следует взять sim-карту Activ. Пороговой суммы нет, зато исходящие обойдутся в 362,76 тенге. Но есть вариант еще дешевле – это купить sim-карту местного оператора и звонить уже с нее по доступным ценам.
Еще более разорительно пользоваться за рубежом Интернетом. Так, один из посетителей популярного форума «Центр Тяжести» жаловался, что, будучи в Санкт-Петербурге, скачал информации на 80 мегабайт, при этом ему был выставлен счет K’Cell примерно в сто тысяч тенге. В то время как если бы он скачал этот же объем будучи в Казахстане, то это ему обошлось примерно две тысячи тенге. Разница, как мы видим, существенная. При всем при этом, отвечая на обвинения, что цены на роуминг высоки, наши операторы перекладывают вину на зарубежных партнеров. Дескать, это их исключительно требования. Хотя более убедительно звучит версия о ценовом сговоре.
А тем временем государство продолжало наступать. Чувствуя, что перемен не избежать, операторы стали сдавать позиции одну за другой. Так, 12 июля стало известно, что «Кар-Тел» инициировал предложение по снижению тарифов. Директор Дирекции регионального развития компании Евгений Пепеляев отметил: «Мы поддерживаем усилия Министерства связи и информатизации Республики Казахстан (МСИ) по снижению ежегодной платы за использование радиочастотного спектра стандарта 3G и готовы работать над новыми, еще более доступными предложениями в области сотовой связи и мобильного доступа в Интернет». А государство продолжало вести свою линию. Председатель Комитета связи и информатизации Ризат Нуршабеков выразил надежду «на подобные меры и от других участников рынка». И вот уже через четыре дня пресс-служба Министерства связи и информации распространила сообщение о том, что операторы сотовой связи обязались в кратчайшее время предоставить предложения по снижению тарифных планов. Это была очевидный успех нового министерства. Но после того, как операторы заявили о грядущем снижении, компаниям было необходимо начать подготовку общественного мнения к тому, что грандиозных изменений не будет. С этой целью генеральный директор «Кар-Тел» Анатолий Попов дал большое интервью, главным лейтмотивом которого была мысль, что де Казахстан «не является образцовой территорией для успешной реализации стратегии дискаунтера».

Интересно взглянуть сквозь призму торгов и на предложение, сделанное «GSM Казахстан». 16 августа компания объявила, что будет являться официальным оператором мобильной вязи Азиады-2011. Можно быть уверенным, что этот статус оператор также получил за согласие на сотрудничество. Для K’Cell это конечно вопрос престижа. А государство тем самым одержало еще одну тактическую победу. Скорее всего, теперь сотовик будет более сговорчив в вопросе цены на лицензию. Можно предположить, что компания теперь будет вынуждена соглашаться на условия государства, так как на кону стоит ее имидж высокотехнологической компании. Будет не очень красиво, если зарубежные гости не смогут воспользоваться привычной для них сети 3G.
19 августа бои между МСИ и операторами вышли на решающую стадию. В этот день состоялась встреча участников рынка, представителей министерства и АЗК. На этот раз на повестке стоял вопрос о интерконнекте. Чиновники напомнили, что цена на звонки с одного оператора на другой не меняются вот уже 11 лет. И, наконец, одним из недавних важных событий стала новая запись в блоге министра Жумагалиева. Он писал: «Проанализировав рынок, ознакомившись с международным опытом решения этого вопроса, мы вышли к сотовым операторам с рекомендациями пересмотреть свою тарифную политику и провести снижение стоимости на услуги. Все-таки, бизнес – бизнесом, но ведь есть и такое понятие, как «социальная ответственность». Также он указал и на подробности прошедшей в МСИ встречи. Выяснилось, что «GSM Казахстан», «Кар-тел» и «Мобайл Телеком-Сервис» намерены в период с ноября 2010 до января 2011 года снизить стоимость самой дорогой минуты с 29 до 19 тенге. При этом, средняя стоимость минуты снизится до 9 тенге.

Таким образом, мы наглядно увидели, как шел процесс торга. Конечно, он еще не завершился, однако перспективы изменений понятны. Вместе с тем важно выделить несколько моментов. Во-первых, следует отметить положительный эффект создания нового министерства. Агентство по информатизации и связи не имел таких возможностей, какие получило МСИ. Разговор с сотовиками вышел совершенно на другой уровень. Операторы это понимали, поэтому более охотно пошли на уступки. Во-вторых, необходимо отметить, что причина сложившейся непростой ситуации – элементарное отсутствие конкуренции. Можно конечно предполагать, что шведская TELE2 сможет как-то повлиять на рынок. Однако первые шаги компании говорят об обратном. Новый тарифный план «Не молчи» хоть и кажется на первый взгляд привлекательным (9 тенге на все направления), но и все же он не сильно отличается от тарифа Beeline «Тиыновый» (15 тиын за секунду, то есть 9 тенге в минуту). Потому как если во втором тарифе есть ежедневная абонентская плата в 9 тенге, то в «Не молчи» установлена оплата в 9 тенге за соединение. Получается, что пока Neo не особо старается переманить абонентов у своих конкурентов демпингом цен. И, в-третьих, нужно задать вопрос нам, казахстанцам. На рынке есть игрок, цены которого всегда выгодно отличались среди прочих. Речь идет о бренде Pathword (чтобы нас не обвинили в рекламе, включим сюда же и некоторые выгодные тарифы от Neo, коих очень мало). Если нам так не нравятся цены Activ и Beeline, то почему мы не меняем свои сотовых операторов. Почему мы продолжаем поддерживать монополистов рынка, не заставляя их реагировать на спрос?

Рубрики: 

Комментарии

Ох, долгая какая статья. На самом деле в Штатах ситуация обстоит не лучше - минимум, который можно выплачивать в месяц, равняется тридцати долларам, и он не предоставляет услуг WAP, MMS, а также ограничивает число сообщений, включенных в пакет. Так что у нас все очень даже хорошо.

Господин Сабитов,

Вы пишете:

"Новый тарифный план «Не молчи» (9 тенге на все направления), не сильно отличается от тарифа Beeline «Тиыновый» (15 тиын за секунду, то есть 9 тенге в минуту). Потому как если во втором тарифе есть ежедневная абонентская плата в 9 тенге, то в «Не молчи» установлена оплата в 9 тенге за соединение."

Из данного текста абсолютно неясно, что:

1. Билайновский "Тиыновый" предполагает плату 9 тенге в минуту только внутри сети, в то время как "Не молчи" Нео - на все сотовые операторы Казахстана.
2. Ежедневная абонентская плата в "Тиыновом" составляет 29 тенге, а не 9, как утверждается в тексте (http://mobile.beeline.kz/ru/astana/tarifs/all/tarif.wbp?bm=8836b454-9aaa...).

Поправки считаю важными, так как они реально показывают большую разницу между тарифными планами двух операторов.

С уважением,
Роман.

Для Megumi:

Вынужден не согласиться с Вашими словами, так как в США очень большой выбор мобильных операторов с абсолютно отличными друг от друга условиями и тарифными планами: многие из них не только не имеют минимального порога ежемесячных затрат, но и предоставляют все перечисленные Вами услуги.

В то же самое время, абсолютно согласен с Вашими словами, что "у нас все очень даже хорошо".

Роман.

Да, нужно согласиться с Вами, Роман. Проглядел я абонентскую плату в 29 тенге, понадеялся на свою память. Ну, текст менять не буду, так как в этом случае теряется смысл комментариев и духа обсуждения темы.

А вот по-поводу интерконнекта - вопрос спорный. Безусловно, Neo пошел на демпинг в этом смысле - сделав при стоимости интерконекта в 19 цену в 9. НО! Здесь следует учитывать специфику казахстанской абонентской базы. У нас ведь как? Если у меня Билайн, то скорее всего у всех моих родственников и друзей Билайн. Так же и с Активом. Вот и получается, что звонки на чужого оператора - это не такое уж частое явление. Чаще всего звонки абонента с одним типом связи замыкаются на этом же типе связи. Поэтому предложение Neo не такое уж и заманчивое, на мой субъективный взгляд.

Кажется, Вы правы. Сам очень заинтересовался сперва предложением Нео, однако потом подумал, что мне никто звонить не станет из моих друзей, потому что у всех Актив или Билайн. Но, согласитесь, ведь 9 тенге в минуту (+9 тенге за соединение) на ЛЮБОГО оператора - это ведь даже получается, что звонок дешевле, чем если Вы будете звонить с Актива на Актив или с Билайна на Билайн в большинстве их ВЫГОДНЫХ тарифов! Парадокс дороговизны связи Актива и Билайна на лицо.

Еще раз повторю мысль - главная загвоздка в том, что даже если казахстанцы понимают, что оператор "Х" дешевле, они не перейдут на него. Из-за:
1. Лени
2. Конформизма
3. "А вдруг семья не перейдет на этот тариф"
4. и еще миллион причин.

Одной из проблем Neo и любого другого оператора как раз и будет заключаться в том, чтобы в первую очередь переломить закостенелость ментальности казахстанца и побудить сделать для себя невозможное - сменить оператора и к тому же еще и номер (также в копилку причин, почему наши соотечественники не согласны на перемены)

По поводу смены номера, мне кажется, нашему Министерству следует задуматься о том, чтобы позволить операторам использовать коды друг друга (так, к примеру, делается во многих странах: можно сменить оператора, не меняя номера своего телефона). Ну а Билайн предлагает, к примеру, "Оповестить всех о смене Вашего номера": http://astana.b2b.beeline.kz/ru/service/corporate/index.wbp?id=732d8114-.... Это кажется хорошим стимулирующим фактором для смены оператора :)

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.