Гипертекст и квантовая физика

  • Опубликовано: 21 October 2011
  • Автор: admin

Буквально вчера прочел работу Александра Калмыкова «Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ» (подробнее). И благодаря подаче Александра Альбертовича у меня родились несколько идей относительно феномена гипертекста.

Начать хотелось бы с того, что я с недавних пор стал размышлять о концепции клипового мышления. В частности, меня интересует, насколько реальна новая форма мышления – не является ли концепция лишь выдумкой современных исследователей. И если это не выдумка, а факт, то интересно, что это такое? И по мере изучения предмета я все больше убеждаюсь в действительно существовании клипового мышления. Что такое клиповое мышление? Если говорить очень грубо, то это когда вы смотрите фильм на компьютере, в углу всплывает окно агента ил аськи и вы ставите фильм на паузу и идете отвечать. Другими словами, вы с удовольствием разбиваете большой пласт информации на меньшие, а также с не меньшим удовольствием переключаетесь на качественно другой тип информации (подробнее можно здесь). Причем это не единичный случай, а именно форма мышления. Формирование нового образа мыслей связывают с огромным объемом информации, с которым сталкивается современный человек. Чтобы быть в курсе событий и поспевать за новой информацией фактически невозможно углубленно вдумываться и вчитываться в текст, достаточно бегло просмотреть его глазами и продолжить изучение новой информации. Оценить феномен можно с двух точек зрения.

Клиповое мышление

С одной стороны, клиповое мышление разбивает целостную картину мира на мелкие составляющие. Картина заменяется на мозаику. И в лучшем случае мы видим мозаику в целом, но чаще современный человек отмечает для себя лишь кусочек мозаики, один паззл. И в силу клиповости, не может увязать его с другой родственной информацией. Именно сейчас наиболее актуальна знаменитая притча о трех слепых, которые пытались понять, как выглядит слон. Можно обвинять клиповость мышления в том, что она уничтожает в человеке способность к критическому восприятию, делает его легкой добычей для пропаганды. Можно также говорить, что клиповое мышление мешает современному молодому человеку стать профессионалом. Ведь для того, чтобы им быть, необходимо глубоко вникнуть в суть предмета, изучить огромное количество информации. Но новая концепция мышления не позволяет этого сделать – ум постоянно отвлекается и желает переключиться на другую информацию. Для современного интеллектуала подходит формула: «Я не знаю хорошо. Я знаю много». Эдакое преобладание экстенсивного над интенсивным. Причем здесь количество маловероятно может перейти в качество. С другой стороны, мы можем оценивать клиповое мышление как возможность человека выжить в современном информационном мире. Но в этом случае пора разрабатывать научно-теоретическую базу, которая позволит создать методику использования клипового мышления для эффективного обучения. Думается, что в недалеком будущем появятся первые тренинги по самовоспитанию, по новому качественному использованию ресурсов Интернета.

Гипертекст – шаг в сторону

Вернемся к тезису о том, что современному человеку труднее стать профессионалом, нежели их предшественникам с системным мировоззрением. Почему? Потому что гипертекст, как отмечает Калмыков, это движение не вглубь, а в сторону. Например, я хочу построить дом и ищу соответствующую статью в Интернете «Как строить дома». И между делом в статье написано, что в некоторых культурах при строительстве домов сооружалось особая комната для молитв. «Комната для молитв» будет гиперссылкой, которая ведет к статье о разных видах молитвенных сооружений. Далее я пойду по ссылкам читать материалы о разнообразных верованиях. Даже если я потрачу на это час или меньше, мы все равно можем говорить о том, что гипертекст ведет в сторону. Мой студент Дмитрий при этом спросил – но почему нельзя оградить себя от посещения сторонних сайтов? Почему не идти только по тем ссылкам, которые относятся к предмету моего интереса? Действительно, немного самодисциплины и проблема вроде бы решена. Однако это не так. 1. Для того, чтобы перейти по ссылке на другой сайт, посвященный строительству, я должен быть заведомо знать, что ресурс по ту сторону линка относится ко мне. При этом, даже если по ссылке я попаду на строительный сайт, нет гарантии, что там будет нужная мне информация. Я строю из сруба, а по ссылке дается информация о постройках из камня. То есть ссылка уже увела меня «в сторону». Но если я заведомо знаю, по конкретной ссылке конкретный находится нужная мне информация, то теряется смысл путешествия по гиперссылкам. Ведь переходы эти служат для поиска новой, а не заведомо известной нам информации. 2. Нельзя забывать о коварности ссылок. При переходах мы ориентируемся лишь по именам. Мы делаем выводы из того, как названа ссылка. То есть мы предполагаем, что если слово «кошка» является гиперссылкой, то ведет она к ресурсу, посвященному кошкам. А вот попробуйте ссылку «Архитектура» (дать неверную ссылку). Другими совами, ссылки похожи на двери в фантастических фильмах. Написано на табличке «Терапевт», а на самом деле за дверью бездонная пропасть. В радикальном случае ссылка может представлять из себя числа или набор символов, не несущих для читателя смысла. Таким образом, гипертекст действительно ведет именно «в сторону».

Немного о сетературе

Но гипертекст создает не только проблемы для качественной работы с текстом, но дает новые возможности. Речь идет о таком ее свойстве, как нелинейность. Действительно, гипертекст не имеет привычного начала, продолжения и конца. Благодаря этому свойству даже появилася новый род литературы – так называемая сетевая литература, или сетература. Очень рекомендую прочесть статью «Начало и конец романа» одного из известных авторов сетературы Милорада Павича. Но для ленивых попробуем изобразить смысл визуально. Перед нами обычная линейная сказка с сюжетом: линейный текст Но в принципе сказку можно снабдить гиперссылками и дописать второй сценарий финала. Таким образом, если перейти по ссылке, читатель оказывается в той же самой сказке, но только с иной сюжетной линией. При этом сказать, что перед нами две сказки невозможно. Перед нами два сюжета в рамках одного произведения. Разумеется, такой текст наиболее комфортно будет чувствовать себя в Сети, так как передать должным образом переход на бумаге достаточно сложно, хотя возможно. И тогда получится например так: Но сюжетных линий автор может создать сколько угодно. При этом ссылка (link) может вести куда угодно. Ссылка в начале может переместить сразу же в финал. Но при этом мы не можем сказать, что читатель не прочитал сказку. Он прочитал одну из ее версий. Ниже мы иллюстрируем два варианта сюжетной линии. При этом следует отметить, что еще одна характеристика гипертекста – это возможность вхождения в систему с любого уровня. Это еще делает нашу сказку еще более сложной. нелинейный текст И именно здесь мне хотелось бы провести параллель между гипертекстом и квантовой механикой.

Квантовая механика и гипертекст

Для начала предлагаю ознакомиться с двумя роликами. Первый наглядно и доступно демонстрирует эксперимент с двумя щелями. Этот эксперимент приводит нас к факту, что квант (чрезвычайно малая по размерам субстанция, например, электрон) может вести себя как частица и как волна в зависимости от того, происходит ли наблюдение, измерение. httpv://www.youtube.com/watch?v=-asV1j6M_DM Второе видео советую смотреть внимательно, невзирая на попытки клипового мышления переключиться на другую тему. Это беседа Александра Гордна с Михаилом Менским, в которой ученый рассказывает об одном из объяснений парадокса квантового мира. А именно, речь идет о теории Эверетта, который в рамках квантовой физики предлагает концепцию множественности миров. httpv://www.youtube.com/watch?v=kZJQeZpxhRE После того, как вы посмотрели видео, я хотел бы выделить тезис: Квантовая физика в теории предполагает существование бесчисленного количества параллельных миров. При этом то, в какой мир будет перемещаться физическое тело наблюдателя, зависит лишь от его сознания. И именно тут я бы хотел вернуться к нелинейности гипертекста. Признаем, что Интернет – это один большой текст. Причем прочитать этот текст можно как угодно, в какой угодно последовательности – и каждый раз это будет уникальное прочтение. При этом то, куда отправится читатель, зависит исключительно от его сознания. Он может перейти по данной ссылке, а может и не делать этого. То, каким образом человек перемещается по ссылкам, зависит исключительно от него. Но при этом он может плыть по информационным потокам пассивно, следуя за предложенными ссылками. А может при определенной доле самодисциплины и способности, управлять своим пребыванием в Сети, выстраивая свой собственный путь. То, насколько возможно проводить параллели между гипотезой Эверетта  и устройством гипертекста, трудно судить. Однако стоит признать, что в качестве некой тренировки ума подобные междисциплинарные скрещивания достаточно интересны. Любопытно также, что появление гипертекста и открытие квантовой физики произошло с небольшим отрывом друг от друга. Конечно, мы можем утверждать, что подобие гипертекста было всегда (читая одну книгу, я могу заинтересоваться термином и погрузиться в изучение другой литературы), однако именно сетевой гипертекст позволяет наиболее четко и наглядно выделить некоторые особенности.

Завершить статью хотелось бы двумя риторическими вопросами.

1. Предположим, что гипертекст устроен по эвереттовской концепции. Можем ли мы в таком случае утверждать, что идеальная модель гипертекста – это такая система, в которой когда каждая смысловая единица (слово-знак-квант) является гиперссылкой на все остальные элементы Сети?

2. Может показаться, что ситуация, когда один линк является одновременно ссылкой на остальные 99 элементов, невозможно. Однако можно предположить, что гиперссылку можно настроить, чтобы она ссылалась на случайный элемент. Некий прототип – функция поисковика Google «Мне повезет». Выбирая этот режим, мы не знаем, на какую страницу мы попадем. Единственное отличие – гугловский случайный результат коррелирует со словом запроса. Нам же интересен случай, когда этой взаимозависимости нет.

И, наконец, добавочный вопрос – что все это нам дает?))))))))

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.