Журналистика в университете: проблемы образования

  • Опубликовано: 1 February 2012
  • Автор: admin

Современное журналистское образование в Казахстане сопряжено с большими проблемами. Низкое качество образования привело к тому, что в прессе появились публикации, призывающие к закрытию специальности  "Журналистика" по стране. В частности, одним из выразителей таких идей является С. Козыбаев, который при этом выступает за сохранение журналистского образования только в вузе, в котором он преподает, в КазНУ им. Аль-Фараби. Подобные заявления можно объяснить и объективными причинами и конъюнктурными соображениями.

Каковы же объективные причины? В советские годы специальность «Журналистика» создавалась с целью обучения профессиональных пропагандистов. С распадом же Союза эта основа образования на журналистских факультетах исчезла. Сохранилась лишь форма. Эта форма была заполнена теми дисциплинами, которые наиболее соотносятся со сферой журналистской деятельности. Однако очевидно, что системообразующий стержень был изъят.

Заканчивающие исторический факультет имеют целостное представление о мире сквозь призму истории. Выпускники технических вузов смотрят на мир через призму чисел и законов природы. А через преломление какой области знаний смотрят на мир выпускники журналистских факультетов? Практика показывает, что выпускники этого факультета зачастую не имеют системного мировоззрения, поскольку преподаваемые дисциплины не пронизаны единым духом, не осмыслены через некую системообразующую философию. Почему так происходит? Отчасти это связано с тем, что в условиях дефицита преподавательских кадров обучение ведут специалисты из смежных или родственных дисциплин. Чаще всего это филологи или же специалисты из других гуманитарных наук. Зачастую в преподаваемых предметах – в содержании курсов, в методах и подходах - нет той самой особой философии специальности. И если раньше этой философией, как указывалось выше, были концепции идеологии и пропаганды, то сейчас ее нет просто нет.

И поскольку студенты-журналисты не видят окружающий мир сквозь присущую только этой специальности философию, не ощущают важности и удовольствия от абстрактного знания, некой науки журналистики, они обращаются к практической стороне дела. Студенты полагают, что главная задача факультета и педагога – научить быть журналистом. Но и эти утилитарные потребности не реализуются. Как было отмечено выше, чаще всего дисциплины ведут люди, оторванные от практики журналистики. Они не могут дать представления об особенностях практических аспектов специальности. В этих условиях объективно складывается мнение, что журналистское образование бессмысленно. Сотрудники организации MediaNet, которые проводят курсы для журналистов, утверждают, что учиться на журналиста не нужно. Чтобы стать журналистом достаточно пройти двухмесячные курсы, на которых будут даны советы как брать интервью, как писать лид, каким образом оформлять статьи, как снимать и фотографировать и так далее. Действительно, эти курсы дают многое. Но можно ли согласиться, что журналистское высшее образование не нужно?

Суть университета заключается не только в том, чтобы научить практическим аспектам специальности. Если хочется практики – можно пойти в проф.тех.училище. Там будет дана исключительно практика – на курсах маляра расскажут, как смешивать краски, как водить кистью. Ничего лишнего – ни об истории малярного дела, ни о природе красок и так далее. Университет – это не профессиональное училище. Задача Университета дать системное знание о природе, обществе и человеке, сформировать целостное мировоззрение.

Студенты журналистских факультетов понимают это в меньшей степени, нежели студенты других специальностей – поскольку именно в медиасреде культивируется идея о ненужности высшего образования в сфере журналистики.

Именно этот тезис нужно обязательно периодически проговаривать при общении со студентами-журналистами. Они должны понимать, зачем нужны курсы, а зачем нужен Университет. Но если мы, педагоги, отчасти отказываем им в преподавании сугубо практики, они должны получить в качестве компенсации ту самую системообразующую философию, сквозь призму которой они будут видеть мир. И если филологи смотрят на мир через теорию языка, математики – через мир чисел, то что должно стать смыслообразующим для журналиста?

Ответ на этот вопрос – философия информации. Студенты с первого курса должны учиться относиться к информации не как к инструменту своей работы, а как к форме и способу жизни. Особенно это актуально в эпоху так называемого информационного общества, когда информация становится основой, ведущим фактором. За четыре года студенты должны научиться осознавать «мир как текст»[1] и «невозможность мира вне текста». Должны преподаваться дисциплины, раскрывающие суть феномена информации и формы его влияния на человеческую жизнь, на человечество вообще. Необходимы изучение первоисточников - Д. Бэлл «Грядущее постиндустриальное общество», Кастелс «Галактика Интернет», Э. Тоффлер «Шок будущего» и «Третья волна», С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», работы постструктуралистов и постмодернистов (именно они сделали акцент на понимании мира как текста), нужно учить герменевтике – будь то толковании Священного писания и «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла, давать системное видение теорий массовой коммуникации и многое другое. По сути, нужно перестраивать всю концепцию журналистского образования,  подчиняя все предметы философии информации. Но для этого нужно развивать научные школы, исследующие информацию, готовить специалистов. Пока же существующая система не предусматривает, а отчасти и не в состоянии провести подобные преобразования. Отчасти из-за скепсиса относительно необходимости таких подходов, отчасти благодаря тотальной бюрократизации университетского образования.

Очевидно, что без структурных изменений журналистское высшее образование будет и далее пребывать в кризисном состоянии.

p.s. Ранее по этой теме высказывался в группе "В контакте", но с течением времени пришло несколько иное понимание проблем.


[1] Концепция Ж. Деррида

Комментарии

Спасибо, Анна. Вы знаете, не так давно моя студентка написала письмо, в котором читалось такое разочарование в учебе. Она спрашивала, в частности, как относиться к бесполезным предметам. Проблема в том, что предметы, которые она назвала - специальные, а не общеобразовательные. Например, жанры журналистики или искусство интервью. И я ее понимаю - я могу прочесть о жанрах две больших хороших лекции. Но не 30 же часов лекций! То же самое и об искусстве интервью - пара тренингов и все. А что потом делать преподавателю? Хорошо, если он творческий. Тогда проблемы нет. А если нет? Тогда студенты страдают из-за потерянного времени, из-за неумной программы.

Это точно. Сама так чувствую. По-этому на научную конференцию в нашем ВУЗе решила написать на эту тему. Могу я использовать выдержки из вашей статьи, конечно, с ссылкой на вас?

Безусловно

Работая в сфере журналистики с 12 лет,стремясь к мечте, закончив школу экстерном ради того,чтобы скорее стать журналистом, разочаровалась уже на первом курсе.Очное отделение первого курса КазНПУ не дало мне ничего нового -абсолютно.Еще ребенком я узнала все это именно в практике и мне стало жалко платить 260 000 тнг за уже Пройденный материал.Поэтому перевелась на заочное отделение журналистики в Туран. И не жалею об этом!Если юный журналист уже практик,то ему хватает того курса лекций заочного отделения,который существует в университете.
Но и на заочном отделении не дают покоя,постоянно судача о закрытии всех кафедр журналистики в Алматы.
Спасите эту древнюю профессию,вторую по счету,отвлекитесь от первой,в конце-то концов.
Миру мир- журналистам слово. =)

Спасибо за комментарий. Но мне кажется, что если юный журналист уже практик, то ему нужно поступать не на жуналистику, а на другую специальность - для качественного расширения кругозора в другой области. Причем если журналист собирается и далее работать журналистом, то полезно пойти на политологию, социологию или историю (международные отношения), хороша и экономика. Тогда осуществится мечта Григория Марченко - журналисты перестанут быть профессиональными дилетантами))

отлично написано! полностью поддерживаю, и считаю эту статью очень актуальной, для всех кто связан с журналистикой

мне понравилось ваше желание переосмыслить нужность университетского журналисткого образования. интересна идея о философии информации, хотя не готова ее сразу принять, хотя, думаю, что выпускники философских специальностей как никакие другие могли бы раскрывать социальную сущность событий. в неменьшей мере это относится к экономистам и историкам. а как вам кажется, можно ли из выпускников любой специальности вуза подготовить на краткосрочных курсах ВСЕХ работников СМИ (универсальных журналистов, редакторов, медиаменеджеров, звуко-, и видеоинженеров, операторов, возможно, режиссеров)?

Спасибо за комментарий. Знаете, я думаю, что можно))

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.