Служебные произведения и журналистика

  • Опубликовано: 27 March 2012
  • Автор: admin

Это фрагмент доклада на научной конференции в Каспийском университете. А еще это фрагмент из будущего пособия по правовым основам журналистики в Казахстане.

Итак, служебные произведения.

Важным положением Закона «Об авторском праве и смежных правах» является норма о так называемых «служебных произведениях». Под служебными закон понимает такие произведения, которые были созданы автором в порядке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию работодателя. Но так как журналист пишет по заданию редакции, значит, все его статьи являются служебным произведением. Какие же права на статьи имеет работодатель, а какие корреспондент?

Здесь интересно сравнить российскую ст. 14 и устаревшую норму казахстанского закона. Не смотря на то, что наш и российский закон почти близнецы-братья (порядок и названия статей, например, совпадают), есть и отличия. В частности, нам интересен пункт 2

Вот российская версия:

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное

Старая казахстанская (изменения внесны 10.07.09):

Имущественные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если это предусмотрено в договоре между ним и автором и не предусмотрено иное

Грубо говоря, в России авторское право у работодателя, если иное не предусмотрено в договре, а в казахстане было если это предусмотрено в договоре. То есть нашему работодателю этот пункт нужно было отдельно прописывать, если он хотел обладать имущественными правами, тогда как в россии они закреплены за ним по умолчанию.

Но в 2009 году были введены поправки и мы вернулись к варианту россоийской нормы. Теперь наш пт. 2 ст. 14 звучит так:

Имущественные (исключительные) права на служебное произведение принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено в договоре между ним и автором

Например, если корреспондент (или команда) по заданию редакции телеканала снял репортаж, то все имущественные права на него принадлежат телеканалу (при условии, что это предусмотрено в договоре). Администрация имеет право продавать его, изменять его, преображать без разрешения автора и без уплаты ему дополнительных гонораров. При этом в законе сказано, что имущественные права будут сохраняться за работодателем 10 лет, если он не согласен на уменьшение срока. То есть спустя 10 лет после создания служебного произведения, имущественные права на телерепортаж корреспонденту вернутся.[1]

Одинаковы ли условия для всех видов СМИ? То есть, работает ли вышеописанная схема в газете? В случае с периодическими изданиями ситуация обстоит несколько иначе. Дело в том, что на основании пт. 5 ст. 14 Закона «Об авторском праве и смежных правах» «на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения настоящей статьи не распространяются». Дается ссылка на пт. 2 ст. 11, в которой сказано: «Издателю, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом». Таким образом, пишущий журналист сохраняет исключительные права на свои статьи, если иного не оговорено договором с работодателем.

 

 


[1] Интересно, что в российском законодательстве о сроках ничего не говорится, поэтому права на произведения журналистов всех видов СМИ принадлежат работодателю бессрочно, если иного не указано в договоре

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.