Авторское право на новостное сообщение

  • Опубликовано: 29 March 2012
  • Автор: admin

В ст. 8 Закона «Об авторском праве и смежных правах» отмечено, что «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер» не являются объектами авторского права. Это связано с тем, что новость без какого-либо комментария в чистом виде не обладает таким свойством как «оригинальность». А потому такие сообщения авторским правом и не защищаются.

Интересно, что информационные агентства считают по-другому. Так, на сайте информагентства Kazakhstan today есть раздел, посвященный авторскому праву на материалы, в котором сказано: «Авторские права на все материалы Информационного агентства Kazakhstan Today принадлежат ТОО «Kazakhstan Today Media Group», и охраняются в соответствии с законодательством РК об авторских и смежных правах»[1].

Для того, чтобы оценить корректность данного тезиса следует обратить внимания на то, что такое информационное агентство. Наш Закон о СМИ прописывает, что это «зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера».

Таким образом, мы видим, что информагентство распространяет сообщения и материалы информационного характера. Из всего вышесказанного следует заключить, что информагентство не обладает авторскими правами на свои сообщения. Однако не следует забывать, что при использовании таких материалов необходима обязательная ссылка на информационное агентство, а также они  должны сопровождаться его названием и датой выпуска.

Вместе с тем практика показывает, что информагенства очень щепетильно относятся к своим материалам. Так, одна бывшая сотрудница Gazeta.kz рассказывала, что стоило разместить новость с сайта информагенства, как тут же звонили его представители и требовали за него денег. Может я чего-то все-таки не понимаю, но законодательство довольно ясно говорит - авторское право на новости не распространяется. И если информагенство размещает что-то публично на сайте "всем на обозрение и всем на удивление" , в таком случае такую новость можно размещать с обязательной ссылкой на агенство. Другое дело, когда СМИ и компании платят информагенствам за подписку. Ведь новости, которые вывешиваются на сайте - это только вершина айсберга - остальные новости можно получить только по оплаченной подписке. Вот эта и другие услуги и должны по сути являться источником дохода, а не новости, которые у них берут с сайта.

p.s. Это фрагмент доклада на научной конференции в Каспийском университете. А еще это фрагмент из будущего пособия по правовым основам журналистики в Казахстане.


[1] Авторские права на материалы информационного агентства «Kazakhstan Today» от 23.01.2009 - http://www.kt.kz/?lang=rus&uin=1232694954&chapter=1232694982. Проверял ссылку 29 марта - она не работала. Если кому-то интересен текст этой страницы, то я ее заблоговременно скопировал, пока она работала. Скачать можно здесь

 

Комментарии

Обращаю Ваше внимание, что права на эту статью принадлежат профессору МГУ Рихтеру А.Г.

Предлагаю вам указать ссылку на первоисточник и не присваивать авторство какому-то админу.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.