Дети в Интернете: в Сети или в силках?

  • Опубликовано: 24 August 2012
  • Автор: admin

Писать о том, как влияет Интернет на жизнь детей очень сложно и вместе с тем легко. Все дело в пресловутой смене поколений. Если в жизни тех, кто родился в 80-е Интернет появился, то для детей 90-х и уж тем более нулевых он был всегда. И это рождает проблему взаимного непонимания. Взрослые воспринимают Сеть как недавно появившуюся технологию, достаточно удобную для поиска информации и общения. Для детей же Всемирная паутина – это данность. И мы не знаем, что она для них значит.

Это удивительно, но с течением времени промежуток между появлением кардинально новых технологий сокращается. Между изобретением печатного станка Гуттенберга до появления телевидения прошло почти пятьсот лет. А разница между рождением ТВ и Интернета составляет около 60 лет. Сейчас же срок между технологическими прорывами составляет годы. И с появлением новой технологии люди будут делиться на тех, для кого это новинка или игрушка и тех, для кого это реальность. Очень остро проблема различного восприятия действительности была передана в фильме Сидни Люмета «Телесеть» (1976). Герой времен зарождающегося телевидения Макс Шумахер уходит от молоденькой любовницы Дайаны, объясняя это тем, что они совершенно разные. «Ты воплощение телевидения, Дайана. Безразличная к страданиям и бесчувственная к радости. Вся жизнь для тебя стала банальностью. Война, убийство, смерть – для тебя все одинаково, как пивные бутылки. Ты безумна, Дайана. Враждебно безумна и все чего ты касаешься, умирает с тобой». Проблема героя кинофильма Макса Шумахера состоит наверное именно в том, что он не в состоянии понять это новое мировоззрение. И здесь мы возвращаемся к первому тезису статьи о том, что писать о влиянии Интернета на детей и сложно и просто. Судить об этом легко, так как взрослое поколение знает как бывает иначе и видит происходящие изменения во взаимоотношениях детей, в отношении детей к учебе, к развлечениям и вообще к жизни. Любые современные молодые родители сталкиваются перед проблемой безопасности своих чад в Сети. Там ведь действительно очень легко найти любую интересующую информацию, начиная от порнографии и заканчивая способами домашнего изготовления наркотиков или методами безболезненного самоубийства. Для того, чтобы понять, как часто дети сталкиваются с подобной информацией можно познакомиться с российским исследованием «Дети онлайн». Этот отчет есть в Сети, написан хорошим языком и поэтому рекомендован к чтению. Итак, проблема есть. И если раньше увлечение детей компьютерами больше вызывало беспокойство за физическое развитие (искривление позвоночника, ухудшение зрения), то сейчас на первый план выходят психологические проблемы социализации и общения, трудности с познанием мира и ценностные искажения. Важно отметить, что это не только детские проблемы. Это вообще – проблемы. Просто дети наиболее восприимчивы, у них нет жизненного опыта. Да и как забыть, что именно в это время идет процесс воспитания личности. Наиболее заметно Интернет сказывается именно на формировании ценностей. И если не контролировать интернет-сессии детей, то чаще всего результаты виртуального воспитания будут деструктивны. Интересно, что Сеть позволяет очень запросто удовлетворить оба фрейдовских инстинкта - эрос и танатос. Проблему порнографии мы уже отмечали, а вот на культе жестокости и смерти нужно остановиться поподробнее. Его отличие от культа эротики в общественной легализации. Все понимают, что темы секса и смерти льются на нас из всех информационных каналов. Однако если в отношении сексуальных тем в обществе еще держится определенные табуированные установки, то тема смерти почему-то стала обыденностью. Вот любопытный пример из мира электронных игр. На сайте известного казахстанского магазина «Меломан» в перечне товаров можно найти популярную среди подростков игру «GTA-3». И вот что значится в описании к ней: «Вы еще не забыли, что такое «GTA-2. Беспредел»? Вы помните, как здорово давить колесами машин мирных прохожих и добивать их вручную? За вами гоняется полиция… Придется грабить, угонять и убивать». Также в описании предложена «дюжина способов для убийств». Понятно, что если такого рода информация вполне легально существует в реальном мире, то говорить о каких-то ограничениях в Интернете не приходится. Вторая проблему, которую мы отметили, это проблема социализации. Она также достаточно широко обсуждаема. Это и замена настоящей жизни виртуальностью, подмена общения с друзьями чатом или социальными сетями. Что любопытно – в «Facebook» или «VKontakte» нас втягивают не только психологические проблемы (убежать от действительности) или лень доехать до друзей и родственников, но и наша физиология. Дело в том, что при живом общении с дорогими нам людьми мозг вырабатывает особый гормон окситацин. Он в том числе отвечает за нашу дружелюбность, общительность, симпатии. Оказывается, этот гармон вырабатывается и тогда, когда вы просматриваете профайлы друзей или родных. Мозг полагает, что перед нами настоящий человек, начинает «вилять хвостом» от радости и начинает выделять окситацин. И происходит занимательное превращение – интернет-страничка для нашей неравной системы становится живым человеком, к которому мы относимся с симпатией и доверием. Также психологические проблемы связаны с зависимостью от Сети. Сейчас интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В нынешних  действующих международных классификаторах болезней МКБ-10 и DSM —IV ее нет. Однако сейчас ведутся бурные дебаты о необходимости включить зависимости от Сети в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года. Некоторые ученые рассматривают такую зависимость как отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика. Что касается критического мышления, то это больше связано с проблемами познания, нежели с чистой психологией. Можно с уверенностью утверждать, что дети, выросшие в мире Интернет, имеют другое устройство если не мозга, то мышления. Гигантские объемы информации и возможность лавировать меж ними создают так называемое клиповое мышление. Еще десять лет назад люди могли концентрироваться на чем-то одном (например на тексте) в течение 12 минут, сейчас это время упало до пяти секунд. 25 процентов людей забывают имена друзей и родственников, семь процентов иногда не помнят о своих днях рождениях. Мало кто дочитывает тексты книг и статей до конца, пользователи Сети переключаются с сайта на сайт, с видео на видео и с текста на текст спонтанно, непоследовательно и очень часто. Наш мозг постоянно развивается и подстраивается. Он не просто сидит в черепной коробке. И было бы наивно полагать, что часы, проведенные в Сети, никак не влияют на способ его работы. Нужно еще и еще раз подчеркнуть – вышеперечисленные проблемы не только детские. Они всеобщие. Но опасность именно в том, что дети здесь и сейчас формируют свою личность, свою психику и мировоззрение. И родителям необходимо внимательнее присматриваться к своим чадам, к тому, что и как они делают в Сети. Они должны… А должны ли? Помните, с чего мы начали разговор? С того, что поколению чтения не понять поколения телевидения, а тем в свою очередь поколение Интернета. Современные родители действительно стоят перед неразрешимой проблемой – нужно ли цензурировать контент, настраивать фильтры для своих детей? Или тем самым мы отнимаем возможность естественно мутировать в радиоактивном мире информации? Мы заставляем их и себя есть здоровую пищу в нездоровых условиях – и это еще очень спорно, кто в конечном счете выживет в условиях экологической катастрофы. Европейцы, кушающие здоровую пищу? Или китайцы, употребляющие генномодифицированную еду, подготавливая свои гены к тому, что будет еще хуже, а не лучше? Может быть и в отношении информации складывающаяся ситуация нормальна? Мы не знаем. Может быть действительно нужно последовать советам казахстанского депутата Владимира Нехорошева и просто запретить казахстанцам до 12 лет пользоваться Сеть? Вернуть их к книгам, к дворовым играм «Догонялки» и «Выше земли». Пусть читают Жюля Верна, Джека Лондона или даже Гарри Поттера. Главное, чтобы читали. Но здесь хочется задать вопрос: «А судьи кто?». Кто эти современные родители и имею ли они морально право цензурировать Интернет для своих детей? Имеют ли они право создавать для своих детей информационные загончики, когда им самим нужен загон и надсмотрщик. Как можно учить детей читать, когда многие взрослые не помнят, когда читали последний раз, когда провели день или хотя бы несколько часов без Интернета, когда не смотрели бы порно, не играли в «GTA-3» и не читали бы сводки о катастрофах? В конце хотелось бы добавить: «Дорогие родители! Все описанные выше проблемы не имеют к детям никакого отношения. Это все про нас».

Статья подготовлена для журнала "Не вопрос"

Теги: 
Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.