Миражи Казнета

  • Опубликовано: 11 October 2012
  • Автор: admin

иконки социальных медиа

При подготовке статьи я задавал своим друзьям один и тот же вопрос: «Какими казахстанскими сайтами ты пользуешься постоянно?». И прежде чем рассказать о результатах опроса, я предлагаю вам на него ответить, уважаемый читатель. В результате оказалось, что самыми популярными ресурсами оказались новостные, например Zakon.kz и Tengrinews.kz. Иногда упоминалась блог-платформы Yvision.kz или Horde.kz и… все. В основном в папке «Избранное» оказались названия российских порталов. Нужно оговориться, что речь идет не о том, на какие сайты казахстанцы попадают в результате серфинга – тут и спорить нечего – это будут российские порталы, так как их попросту на порядок больше, а более высокие рейтинги отражаются на результатах выдачи поисковиков. Нет, речь идет о любимых порталах, которые казахстанцы посещали бы регулярно и следили бы за их обновлением. И вот таких-то сайтов мои друзья и не назвали. Расскажу я и своем опыте. Будучи журналистом и преподавателем на кафедре «Журналистика», я регулярно посещаю два сайта – «Частный корреспондент» и Colta.ru (бывший OpenSpace.ru), поскольку на обоих есть вкладка «Медиа», где регулярно хорошие авторы публикуют отличные статьи о том, какие изменения происходят в медийной сфере. А в Казнете таких ресурсов нет. И так может сказать любой специалист почти из любой области – в казахстанском Интернете нет узкоспециальных ресурсов, где могли бы обитать профессионалы. На ум приходят только юристы со своим Zakon.kz. Ну вот, пожалуй, и все. И это при том условии, что в казахстанском рейтинге сайтов CountZero зарегистрировано 3 897 ресурсов. И это достаточно странно, поскольку создание качественных специализированных сайтов – это не только выгодно, это веление времени. Один из известнейших футурологов прошлого века Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1980 г.) анализирует, как будет меняться общество с развитием технологий. Он пишет, что общество будет демассифицироваться. Это в эпоху индустриализма заводы штампуют огромное количество одинаковых вещей, а одна газета, радиостанция и телеканал объединяют миллионы людей. Уже в переломные 80-е крупные американские газеты стали терять тиражи и как грибы после дождя стали появляться газеты для небольших групп – для фермеров, домохозяек, подростков и так далее. Радио перестало быть общим для всех – стали появляться радиостанции, специализирующиеся на конкретных жанрах. А кассетные плееры в те годы стали незаменимы для тех, кто захотел жить в своем личном мире музыки. И эта концепция демассификации оказалась объективной и в эпоху Интернет. Павел Минаев в «Манифесте новых медиа» пишет, что социальные сети сделали самое страшное для традиционных медиа – они уничтожили понятие «основная аудитория». Человек больше не хочет ассоциироваться ни с чем, кроме собственной публичной страницы. Это его личное пространство и его личная медиасреда. «Я больше не хочу монологов, мне нужна полемика, мне не интересны «Новости», я узнаю утром из «Твиттера» то, что они собираются рассказать мне вечером. Я не нуждаюсь в музыкальных нарезках, у меня свой плей-лист. А самое главное, я хочу, чтобы медиа разговаривали лично со мной. Предлагали мне форматы, бренды и ресурсы, исходя из того, что написано обо мне в Сети, а не из того, кем, по мнению их пузатых аналитиков, я являюсь», – пишет Павел Минаев. Но даже если кому-то тоффлеровские идеи кажутся неубедительными, то у нас в кармане есть еще одно доказательство. Речь идет об основах монетизации интенет-ресурса, то есть о том, по каким принципам сайт может приносить деньги. Для примера сравним два сайта: любую блог-платформу и вымышленный блог пенсионерки из Павлодара, которая пишет о своем хобби – выращивании фикусов. Какой сайт будет более привлекателен для рекламы? Конечно же, блог пенсионерки, поскольку его читатели – это идеальное попадание в целевую аудиторию для конкретных рекламодателей. Будь то производители удобрений, цветочных горшков или садовых совочков. Причем в условиях Интернет-торговли это могут быть не только казахстанские производители, а продавцы со всего мира. В то время как блог-платформа, где все пишут обо всем, не дает рекламодателю возможности выстрелить в потребителя в упор. И компании самых разных направлений с радостью несут рекламные деньги к создателям узкоспециализированных порталов. Но только не в Казахстане, где фирмы ждут и никак не дождутся своих специализированных рекламных площадей.

Наша хроническая болезнь

И найти причину, почему так происходит, достаточно сложно. Нельзя говорить, что нет контента – казахстанская специфика есть в любой отрасли. Нельзя сказать, что нет авторов – пишущие люди есть, в том числе и среди профессионалов, которые оставляют свои записи на российских ресурсах. В конце концов, есть и потребность в таких ресурсах. Сайт и форум Zakon.kz подтверждают это. Однако ожидаемого результата нет. Возможно, это следствие общей для казахстанского общества культурной апатии. Она прослеживается повсеместно. Например, можно сравнить развитие субкультур в нашей стране и в той же России. Когда была мода на эмо и аниме, то в любом заштатном российском городке можно было найти группы молодежи, которые активнейшим образом поддерживали субкультуру. Наша знакомая из Барнаула приезжала навестить нас и поделиться новостями. Будучи анимешницей (что не мешало быть ей учительницей английского языка в младших классах), она взахлеб рассказывала о том, какие фестивали они в своем городе проводили или как шили самодельные костюмы к вечеринкам. И в этом Барнауле были группировки эмо, готов, анимешников и других персонажей. Что же до Алматы, то здесь в свое время была пора почти-эмо, недоготов и еще-чуть-чуть-и-анимешников. Другими словами, отблеск молний мировых субкультурных трендов раздавался в Казахстане глухими затухающими раскатами грома. А Pussi Riot? Соседняя российская медиа-сфера захлебывалась от потоков обсуждений. Этот скандал получил мировой резонанс – все крупнейшие СМИ Европы и США хотя бы раз, да опубликовали материалы на эту тему. Но вот кому точно все равно – так это казахстанской общественности. Хотя мы рядом, у нас тоже есть верующие, мы с Россией в одном информационном пространстве, но кто-кто, а казахстанцы остались к скандалу, наверное, самыми равнодушными. И так по многим показателям – казахстанцы являются пассивными наблюдателями. И возможно, эта культурная черта и является причиной того, что у нас нет энтузиастов, которые могли бы взять и создать прекрасный веб-проект, который был бы популярен не только среди казахстанцев из-за казахстанского контента, но и других пользователей. Ведь мы говорим о том, что в условиях сетевого равенства любой сайт может стать международным информационным центром. А почему нет? Однако же, нет. Возможно, действует принцип – а зачем создавать, когда уже существует аналог с богатой историей и насыщенным контентом. Действительно, трудно создать второй Хабрахабр (популярный российской портал для IT-специалистов), однако возможно. Пока в казахстанских условиях это работает так: предприниматель инвестирует в создание портала и насильно заставляет любить его ресурс до тех пор, пока пользователи не начнут пользоваться им хотя бы по инерции. Никакого энтузиазма. Никакого спонтанного творчества. От инвестора нужен только точный расчет и упорство, с каким отчаявшиеся хозяева тыкают мордочкой котенка в блюдце: «Тупое животное, вот твое молоко».

Написано для журнала "Не вопрос"

Рубрики: 

Комментарии

Очень точное попадание в цель, особенно по части культурной апатии.
Тоже подумалось о параллелях между казнетом и казахским языком. Недавно обсуждали проблему казахского языка. Сделали вывод, что он погибнет, если он не сумеет стать инструментом для создания нового культурного контента. Вся эта наша богатая история и поэты прошлого - это хорошо, но разве не то же наследие имеет и латынь?
То же самое и с казнетом, который не только не хочется развивать, но туда даже ходить не хочется ибо тоскливо там, да и запретительное законодательство наше радости и оптимизма не добавляет.

Главное чтобы гомосятины в казнете не было

Интернет должен рассматриваться как часть всей казахстанской культуры.
Где развитие казахстанского телевидения? Его нет. Мы видим невнятное копирование российских и мировых передач, и унылое и убогое говно, рассчитанное на провинциальную публику, у которой нет альтернативы. Один телевизор - один канал - одна линия поведения.
Или наша наука. Она либо варится в собственном национальном бесбармачном соку, исследуя "тратата на примере Казахстана", или сохраняя, привычные связи кооперируется с наукой России, Украины и других наших братьев.
Впрочем, у меня лично существуют большие сомнения в развитии чего угодно в Казахстане, пока у власти стоят недо-личности, типа Ахметжана Есимова...

Хороший аналитический обзор ресурсов. Касательно же Казнета... стоит ли учитывать плачевное состояние казахского языка и возможной казахоязычной аудитории?

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.