Необходимость медиаэкологии в журналистском образовании

  • Опубликовано: 11 January 2013
  • Автор: danik

инфосфера

Данияр Сабитов

В цикле образовательных журналистских дисциплин медиаэкология является одной из самых молодых. В этой статье я попытаюсь показать актуальность ее серьезного изучения, а также попытаюсь определить структуру этого предмета.

Медиаэкология сформировалась именно тогда, когда в ней появилась необходимость. Роль информации невозможно переоценить. Но если раньше она расценивалась скорее как инструмент или как объект, то сейчас появляются концепции, где информация выступает в качестве субъекта. Например, Дуглас Рашкофф предлагает концепцию инфорсферы, которая является порождением природы: «Согласно этой модели, нити медиа-паутины подобны волокнам, корням или дендритам биологического организма и стремятся к росту, усложнению, спариванию. Будучи наделены, как живое существо, способностью к эмоциональным реакциям, медиа ведут себя соответственно» [1].

Эта теоретическая концепция подкрепляется фактическими данными. В 2011 году корпорация EMC [2] объявила итоги исследования «Цифровой Вселенной». Согласно данному отчету, объем информации по всему миру возрастает в 2 раза каждые 2 года и в этом году будет создано 1,8 зеттабайт данных[1]. Казахстанский исследователь Канат Нуров также отмечает, что для увеличения количества информации вдвое необходимо всего три года [3]. Фактически получается, что человечество создает больше информации, чем может использовать. И даже если мы не признаем революционный подход Д. Рашкоффа к инфосфере как к живому организму, то мы не можем отрицать существование инфосферы как таковой. Она меняет мир и очень точно происходящее отметил Д. Бэлл в своей фундаментальной работе «Грядущее постиндустриальное общество»: «Никогда больше дети не будут жить в том же мире – социальном и интеллектуальном, - который населяли их отцы и деды. Сегодня ребенок обречен не только на радикальный разрыв с прошлым; он должен готовить себя к неизвестным будущему. И эта задача стоит не только перед отдельным человеком, но и перед всем обществом».

Вместе с тем, для казахстанского общества изучение медиаэкологии особенно актуально. Наша страна, как и многие развивающиеся страны, находится в уникальной ситуации. Один из подходов к информационному обществу предполагает три этапа развития общества – аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Казахстан в настоящее время находится на стыке всех трех «волн». Это связано с историческими и экономическими особенностями развития страны, однако следует признать, что страна не пережила до объективного разрешения аграрную стадию развития, в настоящее время интенсивно развивает индустриальную мощь, но в то же время обладает всеми технологиями постиндустриального общества. Это в свою очередь ведет к тому, что общество оказывается «в тупике» (по Э. Тоффлеру) или же испытывает «фантомные боли» [4] (По М. Макклюэну). С этих позиций чрезвычайную актуальность представляет исследование, в рамках которого можно будет изучить опыт стран, столкнувшимися с похожими вызовами, проанализировать текущее положение в Казахстане и дать рекомендации по адаптации культурного пространства страны к новым информационным и технологическим вызовам.

Помимо очевидно необходимого разговора о необходимости исследований в указанном направлении, не менее важно сказать несколько слов о самом предмете, очертить его структуру. Этот подход позволит указать направление, в каком следует разрабатывать научные проблемы.

Для начала приведем определение медиаэкологии Нейла Постмана, которого называют основоположником этого направления. Он считал, что это «изучение медиа как среды, влияние символических систем и технологий на социальную организацию, познавательные процессы, политические и философские идеи человеческого общества» [5]. Обратим внимание на структуру науки, предложенной исследователями из БГУ Василием Воробьевым и Владимиром Степановым. В своей работе «Проблемное поле медиаэкологии: опыт демаркации научного направления» [6] они предлагают три уровня:

  1. микроуровень (информационное пространство индивида);
  2. мезоуровень (медиаэкосистемы различной сложности – от библиотеки до региона страны);
  3. макроуровень (глобальная информационная среда).

Логика такой структуры понятна — авторы идут от меньшей системы к большей. Однако если мы будем вести исследования в рамках такой структуры, то достаточно скоро мы выясним, что на информационное пространство индивида влияет глобальная среда. А глобальная среда, в свою очередь, является совокупностью «информационных пространств индивида». И найти границу между ними — где заканчивается одно и начинается другое очень сложно.

В свою очередь можно предложить структуру медиаэкологии, в рамках которой акценты стоят по другому. Отталкиваясь от позиций изучения «медиа как среды», можно также выделить два уровня:

  1. искусственная  среда. Тут рассматривается пропаганда, манипуляции сознанием, информационные войны и т. д.;
  2. естественная среда. Здесь следует говорить не о том, как на человека влияет чья-то воля; нам интересно воздействие информации как таковой. Здесь можно рассматривать, скажем, гипотезу Сепира-Уорфа, клиповое мышление, концепции М. Маклюэна и т. д.

Следует признать, что предложенный подход все же не снимает основной претензии — показать где заканчивается одна среда и начинается другая очень трудно.

Гораздо вероятнее, что искать четкую структуру чего бы-то ни было, связанного с миром человеческой культуры большого смысла не имеет. Очень важно, чтобы медиаэкология будучи молодой дисциплиной не поросла в псевдо-научой тине, когда исследователи пытаются разобраться с терминами. Возможно нужны несколько схем-подходов, чтобы очертить круг проблем, обосновать междисциплинарность, расставить акценты.

Все вышесказанное подводит к тому, что в современном информационном океане смогут не утонуть только те, кто знает как построить корабль или хотя бы плот. Это специалисты, для которых информация является родной стихией. Это в первую очередь  журналисты, однако системное видение тенденций, законов, по которым живет инфосфера, понимание методов и технологий медиа не приходит спонтанно. Этому нужно учить. А чтобы учить, эту сферу нужно изучать. К сожалению медиаэкология в Казахстане пока не является областью системных исследований, а в вузовской программе это зачастую даже не спец-курс, а только одна из тем. Очевидно, что в образовательной программе необходимо внедрять системное изучение медиаэкологии.

 

Список литературы

  1. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисова. — М.: Ультра.Культура, 2003.
  2. Объем информации в мире растет с высокой скоростью www.wn.ru/internet/01.07.2011/3.html
  3. Интервью с К.И. Нуровым в программе «По чесноку» - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JCdEV656V_Q
  4. М. Маклюэн, К. Фиоре. Война и мир в глобальной деревне. - М.:АСТ:Астрель, 2012
  5. «The Reformed English Curriculum.» in A.C. Eurich, ed., High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education (1970)
  6. Воробьев В. П., Степанов В.А.  Проблемное поле медиаэкологии: опыт демаркации научного направления. Журнал «Вестник БГУ», серия 4, № 2, 2011



[1]              1,8 зеттабайт - это 200 миллиардов фильмов HD длительностью 2 часа каждый. Для просмотра всех этих фильмов человеку потребуется 47 миллионов лет.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.