Олег Борецкий "О миссии кино"

  • Опубликовано: 15 March 2013
  • Автор: admin

Источник фото: forbes.kzМне очень понравилась идея предыдущей докладчицы о круге, который совершает шаман во время камлания. Ведь именно от этого действия произошло слово «айналайын» - «кружись вокруг меня». И если режиссер уважает себя, а искусство стало для него судьбой — в этом случае он несет шаманическое слово, которое называется образом. Сила образа зависит от силы слова.

Если же вести речь о миссии кино, то это настолько широкий предмет, что говорить о нем можно очень долго. Но в первую очередь напрашивается мысль, что целью кинематографа является пропаганда идеологии и политических взглядов. Кстати, именно этим целям служили и картины С. Эйзенштейна. Но тут возникает сложная проблема — как остаться художником в рамках политической доктрины? И это для нас большой урок. Ведь фильмы «Небо моего детства» и «Мын бала» доказывают, что время агитпроппа еще не кончилось. И здесь та же проблема — может ли вообще такой неплохой художник как Акан Сатаев (если говорить о фильме «Заблудившийся») остаться творцом и не стать идеологически ангажированным режиссером?

С. Эйзенштейн определял, что миссия кино состоит в монтаже и параде аттракционов. И мы видим, что в современном кино доминирует, пожалуй, именно такой подход. То, что мы называем интертеймент (кино как развлечение) полностью представляет эти визуальные аттракционы спецэффектов. «Аватар» — сплошной спецэффект, который поднимает планку все выше и выше — и к этому идет почти все кино. Слава богу есть и какие-то аномалии типа авторского кино. Но говоря о значении кинематографического искусства, мне хотелось бы кратко затронуть еще одну тему. Я хочу дать толчок, чтобы сидящие здесь молодые люди подумали в этом направлении. Мне кажется, что новая волна казахстанского кино придет тогда, когда появится плеяда гуманитарно образованных людей, которые смогут рефлексировать те противоречия и реалии, которые существуют в нашем обществе.

И это я связываю с тезисом, который легко и просто определил в своей беседе с А. Сокуровым Александр Исаевич Солженицын. На вопрос о предназначении искусства вообще и кино в частности мыслитель немного подумал и ответил: «Это смягчение нравов». И если вспомнить картины последних лет на эту тему, то мы увидим, что существует множество контекстов, в которых разрешаются существующие в обществе проблемы. Например, очень удобен комический контекст, так как юмор позволяет изживать многие стереотипы. Это показано в прекрасной английской картине Джоша Аппиньянези «Неверный», в которой главный герой-мусульманин узнает, что он иудей. Представляете, насколько это серьезно? И в этой картине проблема изживается именно в комическом.

Также нужно говорить о мелодраматическом контексте: любовь не знает никаких преград. В одной из своих последний картин Бруно Дюмон как раз рассказывает историю любви правоверной христианки и парня, приверженного ортодоксальному исламу. Я считаю, что это тот случай, когда через love story можно отразить существующие сложности.

Другой контекст я условно назвал «Общностью судьбы». У замечательного режиссера Рашида Бушареба есть картина «Река Лондон», где вновь сходятся представители разных культур и убеждений, но общность судьбы заставляет их находить взаимопонимание.

Очень любопытна вещь, которую делали режиссеры высокого уровня, такие как Клинт Иствуд. Это немного другой контекст, который условно можно назвать «Человечностью человека». Можно вспомнить известную картину «Гран Торино», где совершенно непримиримый и амбициозный американец меняет свои убеждения в отношении тайского мальчика, живущего по соседству, и даже гибнет за него. Я считаю, что это один из лучших фильмов Клинта Иствуда за последние годы. И он как раз на эту тему.

Ну и наконец следует выделить контекст, который можно условно назвать «Противоположности сходятся». О нем я специально хотел сказать в конце, так как именно тут можно увидеть миссию кино, а также контраст с тем, что существует в реальной жизни. Всем знакома французская картина Intouchables (Неприкасаемые), которую в русской версии совершенно по-дурацки перевели как «1+1». Там рассказывается история инвалида-европейца и черного парня — мы видим как завязываются узы дружбы двух этих неприкасаемых для общества людей. Видим также и как эта картина идет вразрез той ксенофобии, которая бушует во Франции. Многие французы, которых я слышал, говорят, что это вредный фильм. «Мы так устали от этих афроамериканцев», - сетуют они. И тут появляется кинополотно, которое заставляет полюбить витальность, присущую герою этого фильма.

В этом и состоит миссия кино — оно позволяет смягчить нравы и во многом разрешить, пусть в виртуальной форме, те противоречия, которыми наполнена наша жизнь. А вот теперь в заключении задайтесь простым вопросом: «Учитывая то количество противоречий на национальном, религиозном и любом другом уровне, какие картины казахстанского кино за последние пять лет попытались «смягчить нравы»?» Ответы я оставляю за вами и за нашей доблестной студией «Казахфильм».

Последнее, что я хотел сказать уже в качестве примечания — я далек от мысли, что талантливых ребят у нас нет. Могу привести очень простой пример — то, что должна делать студия «Казахфильм» (мы видим, какие фильмы она снимает, причем на наши деньги) хотя бы немножко делают другие организации. Например, прекрасная работа, которая называется «Строитель» — игровая картина, снятая на грант фонда «Сороса». Наверное, она поедет на многие фестивали. Таланты есть и нужно давать им возможность находить механизмы, чтобы такие картины снимались и находили своего зрителя. От этого мы только все выиграем, а если этого не произойдет, то миссия, о которой я говорил, останется невыполненной.

p.s. интересно, что выступление О. Борецкого состоялось много после премьеры "Шала", по поводу котрого кинокритик отмечал, что фильм "заставляет рефлексировать и размышлять, кто мы и куда мы идем. История шала – это история предательства, мести и прощения". Хотя я все же соглашусь с основными тезисами г-на Борецкого, потому что "одна снежинка еще не снег". 

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.