Интернет-торговля: Виртуальный торг

  • Опубликовано: 6 March 2014
  • Автор: danik

Автор: Данияр Сабитов
Локация: Алматы
Номер: №5 (42) 2011

Успешный старт?

В последнее время часто можно слышать мнение, что 2011 год войдет в историю Казнета. Это связывают с тем, что количество казахстанских интернет-пользователей превысит некий критический уровень, преодолев который, Сеть станет неотъемлемой частью общества. По данным агентства ICT-Marketing, число пользователей превышает 4,3 млн. человек, а это почти 27 процентов населения. Эксперты отмечают, что именно такая доля необходима для того, чтобы активно стали развиваться те сферы экономики, которые тесно переплетены с современными коммуникационными технологиями. Так, руководитель центра Processing.kz  Константин Горожанкин считает, что в ближайшие два-три года следует ждать настоящего бума интернет-коммерции в стране. Вместе с этим нужно отметить, что ряд обозревателей скептически относятся к заявленной агентством цифре. Действительно, нет точных данных, насколько часто казахстанцы обращаются к виртуальному миру. Другими словами, есть сведения о количестве подключений, но не о их качестве.

Невзирая на разные оценки степени интернетизации страны, уже сейчас можно говорить, что казахстанцы все чаще начинают пользоваться благами Интернета. Например, все популярнее становятся покупки в интернет-магазинах. Интересно, что это происходит несмотря на культурологические особенности. Во-первых, следует говорить о фактическом отсутствии культуры использования банковских карт. Хотя подавляющему большинству граждан заработная плата начисляется на карточку, ею чаще всего не пользуются. В тот же день, когда деньги начисляются, казахстанцы обналичивают их. Число тех, кто расплачивается в магазине карточкой, ничтожно мало. Что уж говорить об операциях с виртуальными деньгами в Интернете. Во-вторых, в нашей стране не сложилась культура покупок товаров на заказ. Так, в западном обществе заказы по каталогам плавно сменились телевизионными «магазинами на диване», которые, в свою очередь, эволюционировали в онлайн-покупки. Наше же общество первые два этапа фактически перескочило.

Конечно, в Казахстане есть немногочисленные компании, специализирующиеся на доставке товаров, заказанных со страниц каталогов или телеэкранов. Но можно предположить, что их деятельность снизится в ближайшие десятилетия. Хотя сейчас они этого не чувствуют. Маркетолог компании «Отто – товары почтой» Анар Жондыбаева рассказала нам, что развитие интернет-торговли никак не отразилось на объемах заказов по известному немецкому каталогу. Одной из причин является специфика работы – чаще всего по каталогам заказывают одежду, в то время как интернет-магазины ею не занимаются. Так, по данным портала Profit.kz, большая часть казахстанских коммерческих ресурсов специализируется на торговле компьютерами, оргтехникой и комплектующими – на их долю приходится около 17 проц. от общего количества магазинов. И всего 6 проц. сайтов предлагают купить одежду, аксессуары, товары для здоровья и красоты, книги и цветы. «Также нужно отметить, что наша аудитория – это женщины, чей возраст близок к 30 и старше. То есть те, для кого Интернет является непривычным или неудобным инструментом. И хотя на сайте «Отто» можно оформить заказ, минуя посредника, наши клиенты продолжают оформлять их через систему каталогов», – рассказала наша собеседница. Очевидно, когда целевая аудитория в силу естественных причин сократится, таких компаний будет гораздо меньше. Конечно, всегда будут консервативно настроенные покупатели, которым приятно полистать цветные каталоги, однако большинство все же оставит выбор за онлайн-магазинами.

Интересно, что из себя представляет современная казахстанская интернет-коммерция? Константин Горожанкин отметил, что точных данных об объемах рынка в стране не существует, однако он оценивает объемы прошлого года в размере 250–300 млн. долларов. В своих оценках эксперт называет рынок электронной коммерции развивающимся. Этой же точки зрения придерживается и основатель компании «Таулинк» Александр Чуб: «Сегодняшний уровень развития этой сферы в Казахстане  я бы, пожалуй, сравнил с двухлетним ребенком, который еще только-только учится говорить и познавать мир. То есть практически все «электронные коммерсанты» лишь учатся азам ведения бизнеса в Интернете, но благо у них есть возможность копировать своих западных коллег и не «наступать на те же грабли». С точки зрения финансового оборота – рынок мизерный, и для большинства игроков он, вероятно, рассматривается скорее как «игрушка». В Казахстане я видел мало успешных с финансовой точки зрения проектов, которые бы построили свой бизнес с нуля, полностью ориентируясь на онлайн». Учитывая, что за границей эта сфера развивается давно, возникает вопрос: а смогут ли казахстанские компании соперничать с зарубежными торговыми площадками?

Плюсы и минусы

Следует отметить, что в стране работает около 200 интернет-магазинов. Но, несмотря на это, казахстанцы чаще обращаются к зарубежным магазинам. И на это есть веские причины. Прежде чем перейти к ним, следует отметить, в чем вообще изюминка покупки в Сети. В виртуальных магазинах можно найти уникальный товар, которого на полках обычных магазинов нет. И при этом есть возможность сэкономить, так как в стоимость не заложена накрутка посредника. Когда на свет появились первые телефоны, работающие на операционной системе Android, наша знакомая Камиля, любительница новинок, тут же заказала модель на аукционе E-bay.com. «Пару месяцев я была фактически единственной во всей стране обладательницей такого телефона», – с гордостью делится воспоминаниями девушка. А вот рассказ программиста Руслана Мурзина: «После поломки смартфона решил купить новый. Очень хотелось приобрести модель HTC Desire. В наших магазинах, в том числе и онлайновых, эта модель стоила от 110 тыс. тенге, а из Великобритании мне ее доставили за 86 тыс., причем сюда входила стоимость доставки». Таким образом, мы видим, что отечественные магазины зачастую не отвечают двум ожиданиям: уникальность ассортимента и более низкая цена товара. Но есть и проблемы. Во-первых, бывают товары, которые просто так не перевезти. Скажем, закажете детали к оружию, а на таможне выяснится, что необходимо заполнять специальные бумаги или проходить дополнительные процедуры. Эти хлопоты могут лечь на плечи казахстанских интернет-магазинов. Ну и еще один минус работы с зарубежными сервисами – сроки доставки. Скажем, из США посылка может идти от семи дней до шести недель в зависимости от выбранной услуги курьера. Казахстанские же магазины могут часть ходового товара держать на своих складах и доставить за несколько дней.

Отметим, что западным и казахстанским интернет-магазинам составляют серьезную конкуренцию китайские сервисы. В качестве примера можно привести набирающий популярность Dealextreme.com. Этот магазин привлекает более низкими ценами, нежели могут предложить европейские или американские сайты. При этом доставка в Казахстан бесплатна.

Вместе с тем отечественные игроки надеются, что услуги казахстанских компаний в конечном счете будут более востребованы, чем предложения зарубежных магазинов. Г-н Горожанкин приводит следующие доводы: «Во-первых, далеко не все зарубежные магазины согласны везти товар в Казахстан. Во-вторых, важен вопрос доверия – местным близко расположенным магазинам обычно доверяют больше, чем иностранцам. Мы проводили исследование, которое показало, что казахстанцам очень тяжело совершить покупку первый раз. Зато когда хорошо обслужены вторая и третья покупки, они будут покупать именно в данном магазине, даже если в других будет дешевле». Директор книжного магазина Flip.kz Александр Соколов добавляет: «В первую очередь отечественные интернет-магазины более надежны в плане доставки, так как посылки из-за границы часто не доходят до получателя. Также если клиенту из-за рубежа пришлют бракованный товар или не тот, который был заказан, то обменять будет либо очень сложно либо невозможно. Если для покупателя важен качественный товар и гарантия получения, тогда, безусловно, необходимо обращаться в казахстанский онлайн-магазин».

Нелегальный бизнес?

Выше отмечалось, что число казахстанских сетевых торговых площадок составляет около двух сотен, но качество большинства из них оставляет желать лучшего. Почему? Александр Чуб считает, что самая главная проблема для предпринимателей – отсутствие мотивации инвестировать в электронный бизнес. Тут сказывается и неясность рыночных перспектив, и сложность в определении целевой аудитории, и низкий уровень законодательной поддержки. «Даже существующие малочисленные интернет-магазины в массе своей представляют всего лишь витрину для традиционного магазина. То есть покупатель приходит на сайт, приценивается, выбирает, а покупать идет как обычно – в оффлайн. Часто даже бывает, что в Сети товар стоит дороже, чем на полках – это вообще нонсенс», – комментирует г-н Чуб.

Действительно, многие современные казахстанские торговые площадки в Сети трудно назвать интернет-магазинами в чистом виде. Так, несовершенна платежная система. Довольно распространена схема, когда на сайте заказывается товар, а вот оплата происходит наличными курьеру, который привозит заказ. Таким образом, теряется суть – в идеале вся транзакция должна проходить полностью виртуально. Почему же магазины не предлагают автоматизированную систему оплаты кредитной картой? Дело в том, что на сегодняшний день единственный банк, предлагающий свои посреднические услуги между покупателем и продавцом, – это «Казком». Предприниматели, которые хотят, чтобы на их сайте можно было расплатиться карточкой, должны подписать с банком договор. Немногие идут на это, так как условия «Казкома» достаточно жесткие.

Не желая связываться с финансовым институтом, бизнесмены вводят систему оплаты наличными или же электронными деньгами. Например, часто можно встретить предложение оплатить через webmoney или PayPal. Но есть серьезная проблема – электронные деньги никак не регулируются законодательством, а потому оплата через такую систему проходит мимо налоговых служб. Некоторые даже придумали выход из этой ситуации – они обналичивают электронные деньги, сами же вбивают их в кассовый аппарат – все для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Константин Горожанкин рассказал, что его проект Processing.kz как раз предназначен для того, чтобы помочь крупнейшим банкам внедрить систему так называемого «процессинга», позволяющего магазинам принимать оплату с карты. «Для банков достаточно трудно выйти на этот рынок самостоятельно, – рассказывает собеседник. – Во-первых, это дорого – внедрение проекта e-commerce в банке обойдется в 200–300 тыс. долларов. Во-вторых, перспективность рынка видна пока не всем. И, в-третьих, нет компетентных специалистов для реализации проекта такой сложности». В Processing.kz намерены внедрить у себя процессинг, пройти за свой счет международные сертификации и разрешительные процедуры, а банкам затем останется лишь бесплатно подключиться и начать работать с интернет-магазинами. Возможно, появление конкуренции на этом рынке позволит привести систему оплаты к должному виду.

Текущее положение вещей позволяет сделать вывод, что чем позже казахстанские предприниматели выйдут со своим бизнесом в сеть, тем меньше у них шансов привлечь к себе казахстанцев. Дело в том, что именно сейчас формируется культура потребления в Сети. И в этих условиях важно что раньше станет привычкой – покупать за рубежом или же заказывать товар на казахстанских сайтах. Пока счет в пользу американских, европейских и китайских аукционов и площадок. Учитывая, что в большинстве случаев казахстанские коммерсанты просто перепродают купленное в тех же западных магазинах, им для привлечения клиентов нужно будет создать уникальные условия. Скажем, сделать ставку на скорость поставки, которую можно осуществить, заранее импортируя товары, которые могут быть востребованы. Очевидно, что рано или поздно интернет-коммерция получит свое развитие, даже несмотря на особенности нашего менталитета. Другой вопрос, когда это произойдет. Ответ неоднозначен, поскольку уж слишком много нерешенных проблем.

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.