Казнет: Пациент скорее мертв?

  • Опубликовано: 6 March 2014
  • Автор: danik

Автор: Данияр Сабитов
Локация: Алматы
Номер: №3 (3) 2009

Развитие казахстанского сегмента Интернета в целом проходит в режиме вялотекущей стагнации. И вопрос не только в количестве имеющихся сайтов. Так, по данным интересующегося казахстанским Интернетом специалиста Александра Ляхова, их количество в стране превышает чуть более семи тысяч, и за прошедшие с 2003 года шесть лет увеличилось лишь вдвое. Для сравнения отметим, что в России зарегистрировано более миллиона сайтов. И это, несмотря на то, что Интернет стал гораздо доступнее и гораздо важнее в жизни каждого, технологии создания сайтов проще, а стоимость хранения информации на серверах дешевле. Вопрос в качестве, как дизайна, так и содержания (контента) сайтов. Интернет в Казахстане, по большому счету, не является бизнесом, он не интересует предпринимателей и зачастую является кустарным промыслом.

Сегодня бизнес очень мало использует Интернет – ни для рекламы, ни для осуществления предпринимательской деятельности. Например, интернет-торговля находится в зачаточном состоянии. Здесь и проблема с формами оплаты, с доставкой, с предложением, практически со всем. Хотя надо отметить компанию Air Astana, которая сегодня в покупке билетов и предварительном бронировании мест на самолете ничем не уступает западным аналогам.

Кроме того, информационная пустота Казнета сравнима лишь с состоянием нашего книжного рынка, который является продолжением российского. Даже оппозиционные сайты не могут похвастаться слишком большой посещаемостью. Существует мнение, что наличие Рунета делает Казнет ненужным, ведь все, что необходимо казахстанцу, он может найти на российских ресурсах. Считается, что главная проблема заключается в том, что только 10 процентов казахстанцев имеет доступ к Интернету, но это все же почти 1,5 млн. активных граждан и пользователей.

Со своей стороны государство пытается способствовать развитию данной отрасли. Так, в Концепции развития Казнета на 2008–2012 годы говорится, что «состояние казахстанского контента на сегодняшний день в подавляющем большинстве ресурсов можно характеризовать как «неразвитое» и «слабое». Отсюда стремление организовать работу электронного правительства, завести блоги, предоставлять информацию. Кроме того, у государства есть возможность инвестировать большие по меркам Казахстана деньги. Правда, у интернет-сообщества в связи с этим есть претензии к тому, как эти средства тратятся. Например, интересна ситуация с созданием сайта Kaztube, отечественного аналога сайта Youtube, на котором пользователи со всего мира могут хранить и просматривать видеозаписи.

По словам председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева, на создание этого проекта, который начал работу 14 февраля этого года, было потрачено около 16 млн. тенге, выделенных национальной компанией «Национальные информационные технологии». А вот уже к 1 сентября запланировано изменение дизайна и концепции сайта. Блоггер Adam-kesher по этому поводу писал, что если сайт спустя несколько месяцев после открытия меняет концепцию и внешнюю оболочку, то это значит – более 130 тысяч долларов по недевальвированному курсу были истрачены впустую. И таких примеров неэффективных финансовых вливаний со стороны государства можно привести довольно много. В результате деньги выделяются на невостребованные проекты, тогда как ресурсы, в которых граждане действительно нуждаются, остаются без внимания. Например, серьезная проблема обстоит с сайтами госорганов, многие из которых были созданы по принципу «чтобы были». Эти и другие противоречия лишь усугубляют аморфность Казнета, а также ставят под вопрос развитие бизнеса, связанного с интернет-технологиями.

Хотя в последнее время в Казахстане появилось довольно много объявлений по созданию сайтов. Это привлекло наше внимание, потому что теоретически рост предложений должен отражать рост спроса на новые интернет-ресурсы. Однако первое объяснение данного феномена, с которым нам пришлось столкнуться, было связано с тем, что мы имеем дело с повышенной активностью студентов, которые пытаются в кризисные годы обеспечить себе дополнительный заработок.

Тем не менее мы обратились в одну компанию, которая является представительством российской фирмы. На вопрос, какую долю бизнеса в нашей стране занимает создание сайтов, руководитель проекта, пожелавший не называть себя, ответил: «Ноль». И при этом он пояснил, почему так происходит. Дело в том, что казахстанский рынок Интернета не интересен российским игрокам, так как он еще не готов стать площадкой для ведения серьезного бизнеса. «В первую очередь в Казахстане нет понимания, что такое сайт, – продолжает наш собеседник. – Знаете, в 1990-е на вопрос, какая у тебя машина, многие отвечали: «синяя иномарка». Вот примерно так же сейчас выглядит ситуация с сайтами. Те, кто понимает, что означает качественный сайт, уже имеют его. Это ведущие компании в своих областях – банки, крупнейшие игроки в разных сферах бизнеса и т. п. Можно навскидку предположить, что среди сайтов компаний всего один процент – качественный продукт». Остальные же представлены в Сети посредством обычной «визитной карточки», которую серьезным ресурсом назвать сложно.

Консервативность казахстанских компаний по отношению к интернет-маркетингу порой доходят до абсурда. Рассказывает директор студии Neat Web Solution Руслан Мурзин: «В современных условиях существует значительный спрос на получение бизнес-информации в Интернете. Этот факт очевиден, но между тем до сих пор существуют компании, которые этот аспект не рассматривают. Многие фирмы, куда мы обращались со своим предложением, наотрез отказывались от наших услуг, уверяя, что сайт им не нужен». Руслан отметил, что чаще всего потребность в наличии «представительства» в Интернете испытывают фирмы, занимающиеся продажами и дистрибуцией. Эти-то две категории и являются по большому счету основными клиентами казахстанских веб-студий.

Другим серьезным препятствием при решении о создании сайта является цена. Не каждая компания готова отдать за создание приличного веб-ресурса хорошие деньги. Цены у разных компаний разные, но все же можно указать на средние расценки. Нам рассказали, что сегмент качественных сайтов можно условно разделить на три части: «хороший», «средний» и «плохой» качественный сайты. Расценки на них – полторы-две тысячи, пять и десять тысяч соответственно. Конечно, верхней планки фактически не существует. Например, российская компания МТС на создание интернет-магазина, который будет запущен этой осенью, потратила примерно 500 тысяч долларов. И это без учета рекламы. В иных студиях взгляд на ценовую шкалу отличается. Арт-директор компании «Глатис» Алексей Ли отметил, что минимальная стоимость хорошего качественного сайта начинается от четырех тысяч долларов. При этом следует отметить, что как таковой конкуренции среди веб-студий, предлагающих услуги высокого уровня, нет. В первую очередь это связано с тем, что таких компаний в стране вообще очень мало – около пяти. «Если разделить все сайты на две категории, – рассказывает Алексей, – то получится следующая картина: среди высокотехнологичных сайтов 90 процентов будут выполнены студиями и лишь десять – специалистами-одиночками. С точностью до наоборот ситуация обстоит в категории сайтов низкого уровня. Причем во второй категории идет настоящая война по демпингу цен – кто предложит меньше, тот и получил клиента, тогда как в высокой ценовой нише цены установлены вполне определенные».

Отметим, что вопрос конкуренции вообще не может стоять там, где нет как такового развитого бизнеса с соответствующей инфраструктурой. Причем в нашем случае как нет соперничества между казахстанскими студиями, так нет и конкуренции с российскими разработчиками сайтов. Очень редко отечественные фирмы обращаются за подобными услугами к россиянам. По мнению Руслана Мурзина, на то есть несколько причин. Во-первых, услуги зарубежных специалистов стоят на порядок дороже. А во-вторых, отечественным же заказчикам невыгодно невыгодно сотрудничать с зарубежными веб-студиями. «Иметь дело со студией сложно, даже если она находится в соседнем городе. Клиент вынужден увеличить расходы на телефонную, почтовую связь. Подписание договоров и утверждение дизайна (часто дизайн утверждается отдельно в бумажном виде) становится проблематичным. Да и возможности встретиться лично, скажем для обучения работе с модулями сайта, нет никакой», – добавляет Руслан. Уж слишком хлопотным выходит дело, да и потенциальная выгода не стоит того, чтобы тратить силы. Любопытно, что если на уровне студий конкуренции с иностранными коллегами нет, то в рамках фриланса, то есть дистанционной работы, идет настоящая борьба. Так, многочисленные российские специалисты-одиночки отнимают у казахстанских конкурентов заказы, значительно занижая цены.

Между тем мнение, что создание сайтов – очень выгодное дело, является не до конца верным. На первый взгляд, никаких особых затрат нет – ни на сырье, ни на оборудование. Но, как оказалось, не все так просто. Создавать сайты достаточно прибыльно, если ты работаешь в одиночку и, выполняя всю работу, получаешь все деньги клиента полностью. Но если созданием сайтов занимается студия, то основные расходы идут на оплату персонала: архитектор сайта, дизайнер, программист и верстальщик. Плюс аренда помещения и затраты на некоторое лицензионное программное обеспечение. Один из наших собеседников навскидку оценил, что с сайта стоимостью 10 тысяч долларов прибыль может составить всего около 30 процентов. А Алексей Ли отметил, что и эта цифра кажется ему несколько завышенной. «Пока что в Казахстане создание сайтов – это не способ заработка денег. Такие компании чаще держатся на энтузиазме», – добавил г-н Ли.

К подобным заявлениям представителей бизнеса следует относиться скептически. Ведь если бы денег эта работа не приносила, компании на этом рынке долго не задерживались. Вообще, по оценкам специалистов, веб-студии достаточно иметь в своем обороте около миллиона тенге в месяц, чтобы худо-бедно существовать. Это своеобразный минимум. Между тем никто из наших собеседников не взялся оценить объемы рынка. А ведь то, что никто не проводит маркетинговых исследований в этой сфере, тоже показатель. С одной стороны, это вновь указывает на неразвитость сегмента, а с другой – на комфортное положение уже существующих студий, у которых отсутствует потребность следить за бизнес-процессами на рынке. Такой подход зачастую расслабляет предпринимателей, снижая качество их работы.

Но даже если все существующие профессиональные компании будут работать на высоком уровне, Казнет все равно будет оцениваться на «два с плюсом», поскольку подавляющая часть сайтов так или иначе будет сделана кустарным способом. Среди растущего числа предложений создания сайта по низкой цене очень редко можно встретить стоящие проекты. Зачастую за создание интернет-ресурса берутся молодые люди, освоившие самостоятельно или в вузе основы веб-дизайна. Например, на известном форуме «Центр Тяжести» есть несколько предложений сконструировать сайт за 100–200 долларов. Но при первом же рассмотрении можно увидеть, что сайты-то эти созданы на шаблонных схемах, которые легко найти во Всемирной паутине. Несколько «дизайнеров» даже предлагали за деньги создать сайт на платформе конструктора UCOZ, на основе которого простенький сайт может создать каждый человек, мало-мальски разбирающийся в Интернете. Такое мошенничество возмущает даже самих фрилансеров – из числа тех, кто делает более или менее качественные работы. Своим мнением на этот счет поделился наш знакомый веб-дизайнер Олег Угораев, разрабатывающий сайты в качестве приработка: «Компания, не имеющая своей страницы в Сети, уже сегодня вызывает сомнение, тогда как фирма, имеющая плохой сайт, вызывает сомнение еще большее. Ко мне часто обращаются с предложением о создании сайта, но обычно приходится отказывать. Потому как заказчик хочет (как, собственно, и везде) качественную работу за минимальные деньги. Я ценю свой труд, и за предложение в 200 долларов я даже не буду браться». Но, как отметил представитель студии «Глатис», сейчас наблюдается постепенная тенденция отхода от услуг одиночек. Во-первых, один человек не может одновременно быть и хорошим программистом, и классным дизайнером, следовательно, не в состоянии обеспечить соответствующее качество всех составляющих. А во-вторых, многие заказчики, получив сайт в пользование, уже через полгода понимают, что, выгадав на цене, они проиграли на функциональности. Поэтому в конечном итоге профессионалам приходится переделывать недоработки самодеятельных мастеров.

В целом, Интернет в нашей стране, конечно, жив и сайты будут продолжать открывать, работа над ними будет вестись как кустарным, так и профессиональным образом. Однако найти дорогу к сердцам и кошелькам 1,5 млн. казахстанских пользователей пока у Казнета никак не получается.

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.