Рынок: Год большого перелома

  • Опубликовано: 6 March 2014
  • Автор: danik

Автор: Данияр Сабитов
Локация: Алматы
Номер: №13 (13) 2009

Временами кажется, что Интернет – это своего рода кривое зеркало, где все иначе, нежели в реальной жизни. Судите сами – уже третий год мы обсуждаем причины и последствия мирового экономического кризиса, а в это время интернет-пространство только расширяется, получая все новые инвестиции. Кроме того, кризис на рекламном рынке заставил около 30 процентов компаний резко сократить свою рекламную деятельность в бумажной прессе, а более 40 проц. из числа последних решили выйти в Интернет. Соответственно денег здесь стало больше.

Показательно, что именно в этом году на рынок Казахстана вышел такой российский гигант, как «Яндекс». Предварительно создав казахстанскую компанию KazNet Media, которая стала его представителем в нашей стране, эта российская компания в октябре довольно решительно зашла на наш рынок. К услугам казахстанских пользователей была предложена казахстанская версия поисковика yandex.kz, который использует как казахский, так и русский языки. В то же время при поиске приоритет отдается казахстанской информации. Скажем, если в российском «Яндексе» ввести запрос «президент», то первой будет идти информация о Д. Медведеве, тогда как в нашем случае на первых позициях будет, соответственно, Н. Назарбаев. Похоже, в «Яндексе» решили, что казахстанский рынок стал для него более интересен, хотя его по-прежнему невозможно сравнивать с российским. Так, на российском портале стоимость размещения на главной странице сайта рекламы в размере сто тысяч показов рекламного баннера в течение двух недель составляет примерно 40 миллионов тенге, наверное, все же без скидок, в то время как миллион показов на казахстанской версии сайта стоит всего 405 тысяч тенге. Согласитесь, разница колоссальная. И тем не менее «Яндекс» появился на просторах Казнета. Наверное, верит в наш потенциал, а может, старается занять рынок до укрепления старых конкурентов и появления новых. Например, в этом году в марте открылся портал nur.kz, созданный при поддержке белорусских инвесторов. Также интерес к Казахстану проявляет и международная медиагруппа Naspers, владеющая 43 процентами портала Mail.ru.

Возможно, что интерес всех этих компаний к выходу на казахстанский рынок в первую очередь связан с политикой главного отечественного провайдера – «Казахтелекома». И дело не только в том, что компания занимает 70 процентов рынка. На 1 декабря 2009 года ее услугами по выходу в Интернет пользуется 1,7 млн. человек, среди которых 1,3 млн. пользуются широкополосным Интернетом. При этом в самой компании отмечают, что за девять месяцев этого года рост числа интернет-пользователей услуг национального оператора составил 167 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Всего же, по данным сайта Internet World Stats, в Казахстане на сентябрь было отмечено 2,3 млн. человек, активно пользующихся Сетью. Для примера, всего восемь лет назад пользователей было в десять раз меньше – около двухсот тысяч человек.

Такой рост пользователей во многом стал следствием того, что «Казахтелеком» разделил весь трафик на внутренний и внешний. После чего компания заявила, что абонентам продвигаемой ею услуги «Мегалайн» внутренний казахстанский трафик засчитываться не будет. То есть все то, чем вы пользуетесь внутри Казахстана, стало бесплатным. С вас будут брать деньги, а обычная плата за 10 гигабайт информации при использовании тарифа Megaline Hit составляет 4 тыс. тенге, только в том случае, когда скачиваете музыку или фильмы, скажем, с российских источников. Если же пользоваться лишь зоной .kz, то лимит трафика расходоваться не будет. Благодаря этому факту тарифы «Мегалайна» пользуются огромной популярностью – у казахстанцев появилась возможность бесплатно скачивать сколько угодно информации с казахстанских сайтов. В связи с этим как грибы после дождя стали появляться порталы, на которых мегалайнеры могут бесплатно смотреть в Интернете фильмы или скачивать их с сайтов, таких как megatorrents.kz или kaztorka.kz. Они стали так популярны и активны в распространении бесплатной видеопродукции, что начинают вызывать беспокойство заинтересованных лиц. Недавно стало известно, что режиссер Тимур Бекмамбетов обратился к владельцам обоих ресурсов с просьбой помочь в борьбе с пиратством. Дело в том, что недавно он закончил съемки фильма «Черная молния» и теперь просит сайты не выкладывать фильм хотя бы в течение месяца после выхода в прокат.

Также следует отметить, что именно в этом году появились три серьезных проекта, связанных с хранением и просмотром видео (услуга видеохостинга). В начале года начали работу kaztube.kz и kiwi.kz. Отметим, что появились они фактически в одно время, что было встречено критически. Недоумение вызывал вопрос: зачем Казахстану, в котором так мало интернет-пользователей, три мощных сервиса видеохостинга (с учетом сайта videobar.kz)? Отметим также, что kaztube.kz был создан национальной компанией «Национальные информационные технологии» за 16 млн. тенге. Так, в блогах некоторые возмущались тем, что такая большая сумма в условиях кризиса была потрачена на проект, который дублирует схожие сайты.

Пользоваться всеми благами бесплатного казахстанского трафика могут лишь мегалайнеры. А потому чем интереснее и разнообразнее будет Казнет, тем сильнее будет желание подключаться именно к «Казахтелекому». Логика очевидна. Уже сейчас доля внутреннего трафика выросла с 10 до более чем 70 процентов и устойчиво стремится к 95 – 99 проц.

Однако заметим, имеется любопытная информация: конкуренцию «Мегалайну» может составить компания «Голден телеком», принадлежащая российскому «Вымпелкому», представляющему в стране бренд «Билайн». С 2008 года эта компания начала подключение алматинцев к Интернету с помощью собственной оптоволоконной сети. Сейчас «Билайн» предлагает казахстанцам услугу «Интернет дома», в рамках которой по тарифу «Безлимитный» плата составляет 3600 тенге. Таким образом «Билайн» собирается конкурировать с «Казахтелекомом», но с учетом преимуществ, предоставляемых «Мегалайном», это будет сложно сделать. Хотя более мелким независимым провайдерам в этой ситуации, вероятно, вообще будет сложно держаться на плаву. Например, АО «Арна» с брендом «Дукат» предлагает тариф HomeNet для физических лиц, по которому всего за один гигабайт предоплаченного трафика абонентская плата составляет целых 11 тысяч тенге.

Хотя и у «Казахтелекома» есть свои ограничения для дальнейшей экспансии. Так выгодные условия, подкрепленные активной рекламной кампанией, наталкиваются на технические ограничения. А подключение новых пользователей ограничено количеством портов, число которых расширяется очень медленно. Вот и получается, что согласно рекламе получить доступ к Сети может каждый, а на деле получается, что это далеко не так. Представитель «Казахтелекома» Алия Далабаева прокомментировала это следующим образом: «Что касается недостатка портов для абонентов г. Алматы, то это вопрос времени, который поэтапно решается. Для обработки всех заявлений в минимальные сроки и выдачу технических условий в компании внедрены специализированные программные комплексы». Но помимо Алматы есть и регионы, в которых главная проблема с Интернетом заключается в эксплуатации старых сетей. Например, жители города Текели активно подключаются к «Мегалайну», но при этом вся нагрузка ложится на изношенные сети, поэтому из заявленной в рекламе скорости текелийцы получают только малую часть. Но это, видимо, также вопрос времени. Несмотря на имеющиеся трудности, наша собеседница все же делает акцент на достижениях: «С 1 января 2010 года запланировано увеличение скорости доступа на внутренние ресурсы на тарифных планах «Мегалайн» по входящему каналу до 2 Мбит/с. В планах АО «Казахтелеком» для абонентов тарифных планов Megaline Hit/Light/Box – произвести увеличение скорости доступа на внешние ресурсы до 512 Кбит/с, а для жителей Алматы и Астаны – до 1024 Кбит/с. При этом порог трафика на внешние ресурсы также будет увеличен до 15 Гбайт».

В связи со всем вышесказанным возникает очень интересный вопрос: сказывается ли увеличение числа домашних пользователей Интернета на бизнесе интернет-кафе? В свое время они были очень популярны, так как позволяли выходить в глобальное информационное пространство на приличной скорости, тогда как дома это было сделать затруднительно. Представитель сети интернет-клубов Omega sector Марк Казагашев полагает, что никак не сказалось: «К сожалению, не все имеют возможность подключить Интернет дома, не каждый может разобраться, как и где искать нужную информацию. А в интернет-кафе всегда можно рассчитывать на помощь администратора. К тому же мы ведь предлагаем и дополнительные услуги, например, печать документов. С приходом массового «домашнего Интернета» наша аудитория ничуть не изменилась. Почему? К примеру, у меня есть Интернет и дома и на работе, но больше всего я люблю сидеть в Сети в наших клубах, так как никто не беспокоит. Можно взять кофе и булочку, и спокойно отправить пару писем. А дома поработать спокойно не удается». Говоря же о насыщенности рынка, Марк отметил, что новые интернет-клубы появляются постоянно, вот только удерживаются не все. «Открывая интернет-кафе, многие думают, что это легкий бизнес, – продолжает Марк. – Дескать, поставил 20 машин, и получай деньги. Но они не знают о том, что за полгода клиенты способны привести машины в полную негодность. Поэтому такие заведения, конечно, появляются, но и закрываются они с такой же периодичностью».

В любом случае, рынок развивается, доступ к Сети становится доступнее, число пользователей стремительно увеличивается. Остается надеяться, что после того, как в казахстанской части Интернета начнут зарабатывать деньги, его развитие перейдет на другой качественный уровень.

Интернет-статистика

В мире сейчас насчитывается более одного миллиарда активных пользователей Интернета. Причем около 60 процентов всех жителей Сети приходится всего на десять стран. На первом месте оказался Китай, в котором более 338 млн. человек имеет доступ к Всемирной паутине. Таким образом, число китайских юзеров (пользователей) оказалось выше населения США. Но при этом эта страна по-прежнему считается не слишком продвинутой, ведь в Интернет выходят всего 22 процента жителей. Одной из причин такого положения вещей является то, что Интернет в Китае очень дорогой, а содержание находится под жестким государственным контролем. На втором месте по числу пользователей оказались США, в которых проникновение Интернета среди населения составляет почти 75 процентов, а это почти 227 млн. человек. Совершенно ожидаемо, что замыкает тройку Япония. В Стране восходящего солнца Сетью пользуются 94 млн. человек. Зато по соотношению скорости передачи данных и цене Япония находится на первом месте – здесь за скорость 61 мегабит в секунду платят всего 27 центов. Россия со своими 38 млн. пользователей находится на девятом месте, а замыкает десятку Южная Корея.

Во многом высокое число интернет-пользователей напрямую зависит от ценовой политики в стране. За исключением нескольких стран, в остальных государствах, представленных в десятке, цены на доступ к Интернету являются довольно низкими. В связи с этим многие казахстанские эксперты уверены, что число наших сограждан, пользующихся Сетью, увеличится, лишь когда цены будут реальными. В ответ на это представители «Казахтелекома» и Агентства по информатизации и связи (АИС) утверждают, что существующие сейчас тарифы завышенными не являются. Во-первых, российские операторы, продают нам трафик по гораздо более высоким ценам, нежели российским игрокам. Во-вторых, следует учитывать затраты на поддержание казахстанских сетей. Председатель АИС г-н Есекеев в одном из интервью рассказывал, что от Алматы до Астаны, например, проложено 1200 км кабельной магистрали. «Надо понимать, что тарифы сотовой связи состоят из тех услуг, которые оказываются ими. Например, кабельная магистраль – это реальные люди, которые работают там. Им надо платить, эту инфраструктуру надо содержать. Поэтому сейчас наши тарифы в тенговом выражении – конкурентоспособны», – добавляет он. Возможно, это и так, и все же высокие цены на Интернет действительно являются серьезной преградой на пути казахстанцев ко Всемирной сети.

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.