Громкое дело Громцевой: суд да дело

  • Опубликовано: 27 March 2015
  • Автор: danik

Новость о том, что Антнонина Громцева победила в суде, стала одной из самый по настоящему радостных. Подробно о хронологии событий можно прочитать здесь.

Но есть в этом сообщении и грустная сторона. Адвокат Джохар Утебеков отмечает, что победа была бы невозможна, если бы депутат Айгуль Соловьева не обратилась с запросом министру внутренних дел о необходимости повторной экспертизы. Это говорит о том, что в судебной системе не работает процедура. Знаете, как в той детской загадке: «Как засунуть слона в холодильник?» Чтобы его решить, нужно следовать процедуре: открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Это называется логикой. Она лежит в основе любого программного продукта, а еще в основе обычной жизни. Чтобы попить чаю, нужно выполнить ряд процедур. Они настолько отточены, что без выполнения одного из действий чая не получится. А также есть гарантия, что если следовать процедуре, получится чай, а не, например, Франкенштейн.

Суд в Казахстане не работает по процедуре. Нет, конечно есть ГПК и УПК, но процедуры нет. Ведь если бы Джохар не привлек внимания СМИ, то депутат не сделал бы запрос, и, как итог, справедливость бы не восторжествовала. Почему суд для того, чтобы выносить более или менее справедливые решения, должен работать в аквариуме?

Не так давно независимый юрист Сергей Уткин читал лекцию в Школе гражданского образования для молодых ребят и девчат и одним из его тезисов также была мысль: «Я привлекаю внимание СМИ к своим делам, нужен общественный резонанс». Но это ведь странно, что суд работает только если «смазать» или «подопнуть».

А иногда и резонанс не помогает, когда дело политическое и его решение важно для чиновничьего аппарата. Это дело «Курмангазы-Пушкина». Даже если вам не нравится сам постер, вы не можете смотреть сквозь пальцы на судебный беспредел, который там проходил. Я был на этих заседаниях и это была квинтэссенция того, как можно работать не по процедуре.

Это выглядело примерно так:

Ответчик: Нас обвиняют в распространении постера. Но мы его не распространяли – мы отдали его конкурсной комиссии, а распространила уже госпожа Блаблаблаева в сети Facebook

Суд: отклонено

Ответчик: Нас обвиняют в том, что это неэтичный постер. Но не была проведена экспертиза.

Суд: отклонено

Ответчик: Нас обвиняют, что это реклама, но это не реклама. Постер нигде не висел и был создан просто как арт на конкурс.

Суд: отклонено

Ответчик: Студенты и преподаватели консерватории им. Курмангазы заявляют, что постер их оскорбил, но нет никаких данных – справок из больницы, выписки от психологов, которые доказали их моральные страдания.

Суд: отклонено.

То есть суд принимает решение не на основании законодательства, а на каком-то внутреннем ощущении справедливости. «Я суд, я не хочу ничего решать, я хочу фыр-фыр-фыр», - эта фраза была бы смешной, если бы не была очень грустной.

Итак, мы видим, что СМИ и общественность иногда, но могут влиять на то, чтобы решение принималось по закону РК, а не по законам трагикомических жанров. Но также мы видим, что без общественного надзора судебная система переходит в состояние кота Шредингера. Нет внешнего наблюдателя – и вот в нашем корпускулярно-волновом суде начинаются явления, которые ученые все еще не могут объяснить. Грусть-печаль.

Рубрики: 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.