Сообщение об ошибке

Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 11 of /home/sabitov/domains/sabitov.kz/public_html/sites/all/modules/elfinder/elfinder.module).

Игорь Лоскутов: Специфика правового регулирования сетевых изданий

  • Опубликовано: 26 November 2015
  • Автор: danik

Источник: Online.zakon.kz

Мнения о том, что казахстанским законодателям следует каким-то образом определиться со статусом так называемых «сетевых изданий», высказывались давно, еще со времен введения в действие Закона РК от 10 июля 2009 года № 178-IV[1]. Тогда абсолютно все сайты (интернет-ресурсы) были приравнены к СМИ, что обоснованно подвергалось критике, поскольку совершенно не учитывало специфики Интернета. Ведь в целом он СМИ не является, и отнюдь не предназначен исключительно для того, чтобы массово распространять информацию.

Тем не менее, в интерпретации казахстанских правоохранительных органов с той поры абсолютно любой сайт мог быть признан СМИ. Что, в результате, например, приводит к тому, что до последней поры казахстанские суды регулярно и массово выносят решения о запрете такой «продукции иностранного СМИ, распространяемой на территории РК»[2], как интернет-казино или интернет-магазины алкогольной продукции.

И вот, законопроект, выделяющий из общей массы интернет-ресурсов те сайты, которые действительно являются средствами массовой информации, казалось бы, появился. Речь о проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»[3]. По информации сайта Парламента РК[4], данный закон был принят 19 февраля, но Президентом не подписан, а 17 марта направлен в Конституционный Совет РК для проверки на предмет соответствия его Конституции РК. Поскольку именно в этом документе отражена последняя согласованная позиция государственных органов и депутатов относительно статуса сетевых изданий, за основу для изучения предлагается взять именно данный февральский текст закона, одобренный Парламентом РК.

В соответствии с ним, в Закон РК от 23 июля 1999 года «О средствах массовой информации»[5] (далее - Закон «О СМИ) предложено «ввести понятие «сетевое издание», в целях регламентации деятельности данного вида средства массовой информации». С этой целью, закон дополняется новым понятием: «сетевое издание - интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан».

В статье 10 предлагается прописать процедуру постановки на учет или переучет сетевого издания. В соответствии с ней,  все сетевые издания, действующие на территории Республики Казахстан, будут подлежать обязательной постановке на учет. Данная процедура предполагается абсолютно аналогичной той, что сейчас установлена для периодического печатного издания и информационного агентства. То есть, собственник сетевого издания  либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям Закона, уплачивает сбор и в течение десяти рабочих дней получает от уполномоченного органа свидетельство о постановке на учет либо отказ.

В заявлении о постановке на учет сетевого издания должны быть указаны:

1) фамилия, имя и отчество (при его наличии), индивидуальный идентификационный номер, место жительства собственника сетевого издания - физического лица; наименование, бизнес - идентификационный номер, место нахождения собственника сетевого издания - юридического лица;

2) язык (языки) материалов и сообщений сетевого издания;

3) предполагаемая периодичность выпуска;

4) основная тематическая направленность;

5) территория распространения;

6) фамилия, имя, отчество (при его наличии) главного редактора (редактора);

7) адрес редакции.

Собственник сетевого издания должен приступить к распространению сообщений и материалов в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.

Сетевые издания будут обязаны выкладывать в специально предназначенном разделе:

1) название сетевого издания;

2) наименование собственника сетевого издания;

3) фамилию и инициалы главного редактора (редактора);

4) номер и дату свидетельства о постановке на учет или переучете и наименование выдавшего его органа;

5) контактные данные редакции (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты).

Переучет будет необходим в случаях смены собственника или изменения его наименования, а также названия, языка издания либо материалов и сообщений, территории распространения, основной тематической направленности и периодичности выпуска сетевого издания.

Свидетельство о постановке на учет сетевого издания решением уполномоченного органа будет признаваться утратившим силу в случае, если по итогам государственного контроля выявлено, что информационная инфраструктура собственника сетевого издания находится за пределами Республики Казахстан.

За нарушение законодательства, деятельность сетевого издания может быть приостановлена или прекращена только в судебном порядке, в отличие от внесудебного приостановления доступа по предписанию Генерального Прокурора РК или его заместителей, предусмотренного для прочих интернет-ресурсов.

Тем же законом, статью 451 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года[6] (далее - КРКобАП) предлагается дополнить, в части установления ответственности за распространение сообщений и материалов сетевого издания без постановки на учет либо после вынесения решения о приостановлении, прекращении их выпуска или признании свидетельства о постановке на учет утратившим силу.

Производство, изготовление, тиражирование и (или) распространение сообщений и материалов сетевого издания без переучета в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия, изменения языка издания, территории распространения, основной тематической направленности, периодичности выпуска также будет караться штрафами и приостановлением выпуска до 3 месяцев.

Аналогичными мерами дополняется и статья 456 КРКобАП за распространение сообщений и материалов сетевого издания без установленных выходных данных, а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными.

Нужно также отметить, что в законопроектах, которые сейчас проходят процедуру принятия в Парламенте РК, уже активно используется понятие «сетевое издание». Так, в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации»[7], предложено статью 5 Закона «О СМИ»[8] дополнить указанием на то, что основанием для распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет сетевого издания. Данное требование не распространяется на интернет-ресурсы, за исключением сетевых изданий, поставленных на учет в установленном порядке.

 

Основные проблемы, которые не решает новый закон

 

Понятийный аппарат и содержание Закона «О СМИ» не приведено в соответствие с «концепцией сетевых изданий», что приводит к следующим коллизиям.

1. Понятие «средство массовой информации» по-прежнему включает интернет-ресурсы. Получается, что любой сайт все равно может быть признан СМИ, а информация, размещенная на интернет-ресурсе - продукцией СМИ. При этом в законе предлагается понимать под информацией - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Таким образом, набор фотографий или прайс-листов на сайте, например, по-прежнему подпадает под понятие СМИ.

Поправками будут образованы две группы сайтов - «как-бы СМИ» и «стопроцентные СМИ». Идея такой конструкции совершенно не понятна. Будут ли, например, к ним предъявляться разные требования по размещению рекламы и т.д.?

Из неофициальных комментариев авторов «концепции сетевых изданий» следует, что постановка на учет для них добровольна. Однако формулировки, предложенные в Закон «О СМИ», заставляют в этом усомниться. А административная ответственность, предусмотренная за «распространение сообщений и материалов сетевого изданиябез постановки на учет», вообще убеждает в обратном.

2. Непонятно, что это такое: «информационная инфраструктура собственника сетевого издания»? В действующем казахстанском законодательстве нет ни расшифровки данного понятия, ни соответствующих ему аналогов. Каким образом будет устанавливаться - находится она на территории или за пределами Республики Казахстан?

Наиболее близким представляется требование к серверному оборудованию сайта по его физическому местонахождению на территории Республики Казахстан из Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет[9].

Однако, роль владельца доменного имени сайта, на котором располагается сетевое издание, в законе совершенно не раскрыта. Как известно, доменные имена не передаются в собственность, ими можно владеть лишь то время, пока вносишь соответствующую оплату регистратору. Поэтому неясно, что будет, например, если продление прав на доменное имя не будет оплачено? Какие это повлечет юридические последствия для сетевого издания, будет ли оно считаться автоматически ликвидированным? Может ли сетевое издание переехать на другой домен?

3. Сетевые издания должны будут указывать территорию их распространения и язык. При этом совершенно не учитывается, что к материалам и сообщениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места в мире и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети. Тогда что следует понимать территорией распространения для сетевого издания? Какие языка издания следует указывать и что будет, если заграничные посетители сетевого издания начнут использовать свои языки для написания сообщений на сайте?

В целом, открытым остается и вопрос о том, на какие сайты и каких субъектов, каких юрисдикций, будет распространяется действие закона? Идет ли речь о сайтах с казахстанским доменным именем или сайт из любой доменной зоны сможет зарегистрироваться в нашей стране как сетевое издание?

Как в таком случае, будет трактоваться норма пункта 2 статьи 5 Закона «О СМИ», устанавливающая запрет иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере?

4. Непонятны также критерии, по которым определенный сайт сможет объявить себя сетевым изданием и встать на учет. Будут ли ставить на учет абсолютно всех, кто обратится в уполномоченный орган и правильно заполнит заявление?

С позиций предложенных формулировок, также невозможно предсказать, какова позиция закона по отношению к виртуальным серверам, облачные хранилищам, иностранным социальным сетям, типа - «Одноклассники», «Фэйсбук», «Твиттер» и т.д.? Как вообще быть с разного рода платформами для размещения информации, когда на одном сайте есть миллионы страниц интернациональных пользователей? Их владельцы тоже должны встать на учет в РК или каждый из их блогеров, авторов отдельных страниц, сможет стать сетевым изданием?

5. Непонятно, в какой форме будут существовать сетевые издания как СМИ? Действующая редакция закона устанавливает, что средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица. А как быть с сайтами, которые созданы физическими лицами? Кто и, главное, на основании чего, будет признаваться собственником сетевого издания, который должен обратиться за постановкой его на учет?

Согласно поправкам, у сетевого издания обязательно должны быть помимо собственника, также главный редактор и редакция. Причем, судя по административной ответственности за их неуказание, это требование безальтернативно и для сетевых изданий, учреждаемых физическим лицом. А ведь редакция средства массовой информации по Закону «О СМИ» это физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации.

Наверное, будут допускаться ситуации, когда одно физическое лицо будет являться и собственником, и редактором, и редакцией сетевого издания, размещаемой у него на дому.

Но, непонятно, что в целом будет давать статус сетевого издания для таких лиц? На основании каких документов они будут представлять сетевое издание в разного рода отношениях, например, при аккредитации, участии в госзакупках, по возможным блокировкам, их отключению? Достаточно ли будет свидетельства о постановке на учет?

Непонятен, вопрос и с журналистами такого сетевого издания. Как должны подтверждаться их полномочия, заключаться договор?

6. Пункт 2 статьи 26 Закона «О СМИ» устанавливает, что ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации несут виновные в этом собственник, распространитель, главный редактор (редактор) средства массовой информации, авторы распространяемых сообщений и материалов. Непонятно распределение такой ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой) в отношении сетевых изданий. Какова ответственность анонимных лиц, имеющих возможность размещать информацию на сайте сетевого издания (например, в виде комментариев)? Следует ли им запретить это делать?

Нет четких критериев между судебной и внесудебной блокировкой сайтов и сетевых изданий, а также процедуры их обжалования и отмены, кроме судебной, которая занимает длительный срок. А ведь приостановление функционирования на 3 месяца - это катастрофа для коммерческого сайта.

7. Закон не вносит ясности и в отношении статуса сайтов, принадлежащих разного рода государственным структурам. Обязан ли будет, например, Портал электронного правительства Казахстана[10] встать на учет в качестве сетевого издания или, по-прежнему, государственные блоги и сайты будут негласно считаться этакими «виртуальными приемными», не имеющими такого статуса и не несущими никакой ответственности за распространение информации? 

 

Опыт соседних стран по регулированию сетевых изданий

 

Имеется ли международный опыт, который мог бы быть использован при разработке казахстанских норм?

На сегодня только две соседних страны, с правовыми системами, близкими казахстанской, имеют специализированную процедуру регистрации сетевых изданий. При этом, только в Туркменистане постановка на учет обязательна. В РФ и Узбекистане определен статус блогеров.

По имеющимся данным, отечественное решение проблемы регулирования Интернета, является уникальным для стран постсоветского пространства. Даже в Беларуси, где с 1 января 2015 года решили пойти по казахстанскому пути, сделали необходимые уточнения.  Там тоже установили[11], что действие Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 года «О средствах массовой информации», полностью распространяется на информационные ресурсы и их составные части, размещенные в сети Интернет. И, как у нас, лишь за исключением требования о государственной регистрации их как СМИ. Но белорусский закон применяется лишь в отношении владельцев информационных ресурсов (аналог нашего интернет-ресурса, но именно - информационного!) и в случае распространения через него продукции СМИ в виде информационных сообщений и (или) материалов. Такой вид СМИ называется в Беларуси «иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящих периодический характер и предназначенных для неопределенного круга лиц».

 

Российская Федерация

 

Законодательство, посвященное интернет-регулированию, последнее время в России бурно развивается. Так, в конце 2011 года в Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон РФ о СМИ) были внесены изменения и дополнения, закрепившие статус «сетевых изданий»[12], под которыми понимаются сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированные в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом о СМИ. Продукцией сетевого издания как СМИ признается обновление сетевого издания, а распространением - предоставление доступа к нему.

Решение о регистрации сайта как СМИ принимается исключительно по собственной воле администратором доменного имени (владельцем сайта). В статье 8 Закона РФ о СМИ говорится: «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является».

Администратор домена, зарегистрированного как СМИ, будет далее считаться учредителем средства массовой информации. Для регистрации сетевого издания от него потребуется справка от регистратора доменных имен, о том, что заявитель является администратором доменного имени по которому будет находиться регистрируемое сетевое издание с указанием реквизитов или паспортных данных. Наименование сетевого издания не должно совпадать с существующими зарегистрированными сетевыми изданиями, но сетевое издание может иметь наименование зарегистрированного СМИ другой формы распространения, например газеты или телеканала.

Как указывает Директор Офиса Представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ А.Рихтер[13], добровольность регистрации сетевого издание в качестве СМИ довольно обманчива, поскольку Закон РФ о СМИ говорит о том, что редакция сетевого издания осуществляет свою деятельность после его регистрации. Если у Интернет-СМИ есть действующая редакция, но нет регистрации, то нарушается закон. Следует помнить и о норме статьи 17 Закона РФ о СМИ, которая гласит, что права и обязанности учредителя и редакции возникают с момента регистрации средства массовой информации. Здесь вновь содержится указание на то, что редакция как таковая может действовать только после регистрации СМИ. Стало быть, конфликт с Законом о СМИ возникает, если создается редакция незарегистрированного сетевого издания.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (ст. 13.21) изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации влечет наложение административного штрафа с конфискацией «предмета административного правонарушения».

В отношении сетевых изданий требования публиковать выходные данные в Законе РФ о СМИ пока не прописаны. Правда, на них распространяется норма о том, что любое зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных название зарегистрировавшего его органа и свой регистрационный номер.

Среди плюсов регистрации сетевых изданий российские авторы выделяют[14] получение «привилегий» редакций СМИ:

- доступ к информации по запросу редакции;

- получение аккредитации при госорганах;

- получение экономических льгот (участие в конкурсах, получение грантов  и т.п.);

- получение прав журналистов сотрудниками сайта;

- возможность освобождения от ответственности.

Результатом всех этих юридических плюсов является и дополнительный плюс психологический. Когда человек видит, что на интернет-странице написано «зарегистрирована в качестве СМИ, номер регистрации такой-то», то это вызывает к этой странице доверие, поскольку принадлежность к числу СМИ, предполагает больший контроль за качеством и надежностью распространяемой информации. Статус сетевого издания может повысить авторитет сайта, что в определенной вероятности может отразиться на принятии решений, как его партнерами, так и посетителями. Однако, это больше психологический момент, нежели правовой.

Основные минусы регистрации в РФ называются:

- наделение редакций обязанностями по публикации опровержения (ответа);

- наделение сотрудников обязанностями журналистов;

- подчинение контрольным функциям Роскомнадзора, включая вынесения предупреждения и требование аннулирования регистрации в качестве СМИ;

- обязанности по соблюдению прочих требований законодательства, в том числе, о рекламе, выборах и т.д., а также ответственности за их несоблюдение;

Учредитель сетевого издания в РФ обязан назначить главного редактора, составить устав редакции или заменяющий устав редакции договор между главным редактором и учредителем СМИ, своевременно уведомлять регистрирующий орган об изменении регистрационные данных, а в некоторых случаях вносить изменения в свидетельство о регистрации или перерегистрировать  его. Редакция сетевого издания обязана соблюдать порядок объявления выходных данных, соблюдать заявленную тематику и другие характеристики, заявленные при регистрации сетевого издания. Невыполнение данных требований может влечь административную ответственность на учредителя СМИ и Главного редактора, а в некоторых случаях регистрирующий орган может в судебном порядке аннулировать свидетельство о регистрации СМИ.

Поэтому российские регистраторы заранее предупреждают своих клиентов[15]: «Многое из того, что было позволено сайту до регистрации как СМИ, может быть чреватым для главного редактора и учредителя сетевого издания. Стоит понимать, что регистрационная информация о любом зарегистрированном СМИ и его учредителе общедоступна через регистрирующий орган и выходные данные. В связи с чем, во избежание судебных претензий со стороны граждан и юридических лиц стоит уделять больше внимания соблюдению авторских прав, сомнительным фактам и сведениям».

С первого августа 2014 года в Российской Федерации были введены в действие поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[16]. Ими вводится понятие организатора распространения данных, который обязан хранить данные в России обо всех действиях пользователей в течение полугода, предоставляя их правоохранительным органам по первому требованию. Под организатором распространения данных закон понимает любое лицо, под контролем которого находятся сайт или приложение, «которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет. Фактически под такое определение подпадают любые сервисы, позволяющие пользователям публиковать свой контент, будь то комментарий на сайте или сообщение в мобильном мессенджере.

Согласно данным поправкам, блогер это владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети Интернет. Владельцы сайтов, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, не являются блогерами.

Блогеры обязаны:

·        Указывать информацию о себе

·        Размещать решения суда

·        Не допускать использование сайта в уголовных целях

·        Избегать недостоверной информации

·        Не вмешиваться в частную жизнь граждан

·        Соблюдать законы

·        Не допускать сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений

·        Не порочить честь других граждан

Блогеры имеют право:

·        К свободному доступу информации

·        Свободно самовыражаться

·        Публиковать цитаты и мнения

·        Размещать рекламу

Законом введены 2 разные процедуры регистрации в Реестре для организаторов распространения информации и для блогеров:

Так, организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан в установленном порядке уведомить Роскомнадзор о начале осуществления деятельности - после чего такая площадка заносится в Реестр организаторов распространения информации.

Блогер - не обязан (но может) самостоятельно регистрироваться в Реестре блогеров. Роскомнадзор ведет такой Реестр блогеров самостоятельно (мониторит Интернет на предмет появления таких блогов с посещаемостью более 3 000 чел. в сутки, запрашивает у блогеров и организаторов распространения информации данные для ведения Реестра, включает такие сайты или страницы в Реестр сайтов, контактирует с хостинг-провайдером или самим блогером на предмет получения необходимой контактной информации, исключает сайт из Реестра в случае падения его посещаемости или по заявлению блогера о падении посещаемости и т.д.).

Однако тут предусмотрены исключения. Утверждены критерии сайтов, не попадающих под действие закона о контроле блогосферы. В Постановлении Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 747 «О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых не влечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится, что от этих обязанностей освобождаются сайты, используемые для личных, семейных и домашних нужд, а именно:

·          удовлетворяющие образовательные потребности;

·          удовлетворяющие научные потребности;

·          созданные для творческой деятельности (в том числе для написания компьютерных программ);

·          используемые для приобретения товаров и услуг, трудоустройство;

·          помогающие ведению домашнего хозяйства, садоводству, уходу за животными;

·          позволяющие получать информацию о характеристиках и качестве товаров, работ, услуг;

·          посвященные досугу и воспитанию детей.

При этом сайты, которые посещают более чем 10 тыс. человек в сутки, не могут считаться «семейными», даже если созданы для удовлетворения вышеуказанных потребностей. Также это касается сайтов, связанных с каким-либо юридическим лицом, и сайтов, предоставляющих возможность обмена сообщениями между неограниченным кругом лиц. Кроме того, «семейными» не могут быть признаны сайты, созданные для осуществления общественной или общественно-политической деятельности либо для распространения материалов общественно-политического характера.

Закон РФ о контроле блогосферы вызвал масштабную критику, а в его формулировках было замечено большое количество неясностей (в частности, насчет того, как будет определяться число посетителей блога). Роскомнадзор объявил, что на этапе формирования правоприменительной практики в данной сфере не собирается принимать жестких мер.

Однако, представителями Роскомнадзора заявлялось, что закон распространяется на всех, кто пишет на русском языке и для российской аудитории вне зависимости от того, на каких интернет-площадках размещен ресурс. В связи с этим непонятно, каким образом будут отслеживать русскоязычных блогеров, живущих за границей и размещающих свои посты на иностранных сайтах, да и наказать их будет невозможно. Но казахстанским блогерам на российских площадках стоит об этом задуматься.

В отличии от российских, узбекские власти заявляют, что не будут распространять действие Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2014 года № ЗРУ-373[17] на заграничных блогеров.

Напомним, что этим законом были внесены изменения в Закон Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 года № 560-II «Об информатизации»[18]. В соответствии с ними, блогером признается физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации. Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогер, обязан не допускать их использование в целях совершения действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом, а также проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности.

 

Туркменистан

 

Хотя Туркменистан и находится ниже Казахстана в разного рода рейтингах свободы слова (например, 178 место против 160 места РК в рейтинге-2015 Репортеров без границ[19]), представляется, что в его законодательстве по рассматриваемым вопросам есть интересные нормы, требующие изучения. Хотя, в целом, позиция туркменских законодателей во многом воспроизводит российский подход.

В соответствии со статьей 1 Закона Туркменистана от 22 декабря 2012 года «О средствах массовой информации»[20] (далее - Закон Туркменистана о СМИ), под средством массовой информации понимаются формы (печатное, вещательное, сетевое издания и иное) периодического распространения массовой информации, представляющей собой печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Сетевым изданием является сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации (Интернет-СМИ).

Его продукцией, как средства массовой информации, является обновление сетевого издания, а распространением признается предоставления доступа к сетевому изданию.

Согласно туркменскому подходу, средства массовой информации представляют их редакции. Редакция может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подразделением, входящим в структуру учредителя, который согласно уставу (положению) является юридическим лицом и имеет в числе направлений своей деятельности подготовку и распространение массовой информации. Государственная регистрация негосударственных средств массовой информации, осуществляется путём регистрации редакции как юридического лица (статьи 8-9 Закона Туркменистана о СМИ).

Также отметим, что согласно статье 59 Закона Туркменистана о СМИ, гражданам Туркменистана гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам иностранных средств массовой информации.

В соответствии со статьей 18 Закона Туркменистана от 20 декабря 2014 года «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания интернет-услуг в Туркменистане»[21], редакции печатных средств массовой информации могут выставлять в сети Интернет электронную версию своего издания, которая не подлежит самостоятельной регистрации. Учредитель печатного средства массовой информации или уполномоченное им лицо при представлении документов на его регистрацию в соответствии с законодательством Туркменистана указывает на выставление в сети Интернет его электронной версии и доменное имя сайта. В выходных данных электронной версии указываются данные, предусмотренные законодательством Туркменистана для каждого выпуска периодического печатного издания, а также имя его сайта в сети Интернет.

Также, в качестве формы распространения массовой информации в сети Интернет может выступать самостоятельное сетевое издание, обязанности и права, принципы формирования и функционирования которого определяются положениями Закона Туркменистана «О средствах массовой информации» применительно к Интернет-СМИ.

К особенностям самостоятельного Интернет-СМИ по сравнению с печатным изданием или его электронной версией Закон Туркменистана относит:

1) уменьшение финансовых затрат, связанных с основанием и выпуском сетевого издания;

2) оперативность поступления информации к читателю, которая заключается в возможности непрерывного оповещения аудитории о происходящих событиях;

3) возможность расширять и углублять раскрытие темы публикаций, связанная с увеличением их размеров;

4) свобода навигации, то есть возможность использования в сетевой публикации так называемого гипертекста, снабжённого множеством ссылок, позволяющих читателю обращаться с помощью сети Интернет к другим текстам, получая дополнительные сведения, связанные с темой публикации;

5) свободный дизайн, свободная композиция, связанные с непрерывным обновлением новостной информации, поступающей на сервер редакции;

6) свобода передвижения и выбор места пребывания журналистов редакции, её руководителей при выполнении своих обязанностей, которые могут взаимодействовать с редакцией с помощью сети Интернет.

Самостоятельное Интернет-СМИ подлежит регистрации в соответствии с вышеупомянутым Законом Туркменистана о СМИ.

Применительно к самостоятельному Интернет-СМИ в заявлении для регистрации должно быть указано доменное имя его сайта в сети Интернет, которое устанавливается в соответствии с настоящим Законом и порядком, устанавливаемым национальным регистратором.

В выходных данных самостоятельного Интернет-СМИ указываются следующие данные:

1) название сетевого издания;

2) фамилия, имя, отчество (наименование) учредителя (соучредителей);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) адрес редакции;

5) наименование регистрирующего органа и регистрационный номер;

6) доменное имя сайта в сети Интернет.

Интересен также в Законе Туркменистана от 20 декабря 2014 года «О правовом регулировании развития сети Интернет и оказания интернет-услуг в Туркменистане»[22] подход к определению юрисдикций и возможных коллизий:

·        Действие Закона распространяется на интернет-услугу и (или) иные юридически значимые действия, осуществлённые с использованием сети Интернет, которые считаются совершёнными под юрисдикцией Туркменистана в случае, когда местом оказания услуги и (или) местом нахождения пользователя сети Интернет является территория Туркменистана (п.1 ст.4).

·        Физические и юридические лица иностранных государств, осуществляющие деятельность в области использования сети Интернет на территории Туркменистана, пользуются правовым режимом, установленным для физических и юридических лиц Туркменистана, если иное не установлено законодательством Туркменистана и международными договорами Туркменистана (п.4 ст. 32).

·        Если при разрешении споров, связанных с пользованием сети Интернет с территории Туркменистана, возникает коллизия законодательства Туркменистана и иностранного законодательства, то действует норма законодательства Туркменистана. Если при разрешении споров, связанных с пользованием сети Интернет с территории Туркменистана, возникает коллизия законодательства Туркменистана и международных договоров Туркменистана, то действуют нормы международных договоров Туркменистана (ст. 33).

 

Помимо тех норм, что были рассмотрены выше, интерес также вызывают случаи освобождения от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности из статьи 54 Закона Туркменистана о СМИ:

«1. Главный редактор, а равно журналист не несут ответственность за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности, но по которым указан источник информации, если:

1) сведения содержались в официальных сообщениях;

2) сведения получены от информационных агентств;

3) сведения являются дословным воспроизведением публичных выступлений должностных лиц государственных органов и общественных объединений, а также публично произнесены на открытых заседаниях, совещаниях, пресс-конференциях и других мероприятиях, и высказанные утверждения не были искажены;

4) сведения получены или содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов и общественных объединений;

5) сведения содержались в авторских выступлениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) сведения приобретены не запрещённым законом способом или не являлось очевидным то обстоятельство, что они считались секретными в установленном законом порядке;

7) сведения обнародованы не в анонимных рекламных объявлениях;

8) сведения представлены как мнение, комментарий и оценка;

9) сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространённых другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Туркменистана о средствах массовой информации.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, за обнародование не соответствующих действительности сведений ответственность несёт тот, кто первым обнародовал такую информацию».

 

Выводы

 

Таким образом, концепция сетевых изданий в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», представляется, как минимум, недоработанной, сулящей множество вопросов и проблем в правоприменительной практике. Статус сетевых изданий не наполнен реальным содержанием и поэтому, по сути, является фикцией. Примечательно, в этом плане, что ни в какие иные законы, кроме Закона РК «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», поправки, упоминающие сетевые издания - не вносятся. Везде, по-прежнему упоминаются интернет-ресурсы.

Это, очевидно, является следствием того, что поправки принимались скрытно, без консультаций с представителями интернет-отрасли, которых они напрямую затрагивают. Подавляющее большинство из них узнало о законе, когда он был уже принят, а уполномоченным органом на этот счет не велось и не ведется никакой сопутствующей разъяснительной работы.

Из плюсов законопроекта можно выделить, пожалуй, только запрет на внесудебную блокировку сетевых изданий. Минусы, которые потенциально может для них нести в себе идея принятия таких поправок, - это возможность усиления цензуры путем давления на интернет-ресурсы, которых при предложенном подходе будут избирательно привлекать к ответственности за непостановку на учет.

Для того, чтобы этого не случилось, следует уже сейчас начать широкое обсуждение статуса сетевых изданий, основанного на принципе добровольности постановки их на учет в качестве СМИ, с привлечением всех заинтересованных сторон. 


 


[1] Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30447840

[2] Формулировка главы 36-3 ГПК РК http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=1013921#sub_id=317090000

[5] Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.) http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=1013966

[6] Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2015 г.) http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=31577399

[8] Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.) http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=1013966

[9] Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 220 «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет» (с изменениями от 21.10.2011 г.) http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=30839862

[11] Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2014 года № 213-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=31645051

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.