Не мои университеты

  • Опубликовано: 5 November 2013
  • Автор: danik

Apathy by Cliotna

Данияр Сабитов

На днях я забрал из университета «Туран» свою трудовую книжку. Уволился еще в июле, но только сейчас меня с этим вузом больше ничего не связывает. Ничего, кроме людей – дорогих коллег и студентов, которые все еще учатся. Так получилось, что мои студенты там будут еще три года.

Так закончилось четырехлетняя работа. Хотелось бы подвести небольшие итоги. Нет, не о концепте журналистского образования, я о нем уже писал. Я бы хотел написать немного о своих студентах. Я буду писать их с печалью в сердце, потому что дела обстоят не так хорошо, как может показаться.

Знаете, мы с коллегами называем их детьми. Даже я, не смотря на то, что я не на много их старше. Так что есть у моих драгоценных детей? У них есть молодость и очень большие амбиции. Наверное, больше у них ничего нет. Они уверены, что знают все, что понадобится им если не для счастливой, то как минимум безбедной жизни. Поэтому не учите, дорогие преподы, не грузите! Что вы знаете? И что вы понимаете?

Образование – это последнее, что нужно моим студентам. Да и только ли моим? Но ведь учеба в вузе – это не учеба в школе. Ок, школа во многом – это повинность. Мы все были обязаны сидеть долгие годы, не шевелясь. Но ведь в вуз вы приходите сами. Сами выбираете специальность, своими ногами добираетесь, пусть и не каждый день, до вуза. И решение – провести это время с пользой или нет – тоже выбираете сами.

Я не смог за время своей работы доказать, что информация не бывает бесполезной и неинтересной. Интересно в этом мире все. И медиадизайн, и законодательство СМИ, и риторика. Абсолютно всё!

Я не смог заинтересовать в том, что я преподавал. Если бы смог, то мои дети читали бы то же, что и я, больше меня.

Каждый год мне выпадало счастье преподавать новый предмет. В этих случаях я говорил ребятам: «Я начинаю изучать этот предмет вместе с вами. Давайте посмотрим, у кого это получится лучше». Но это даже в самом начале не было похоже на соревнование.

Апатия и лень. Вот две приметы современных студентов. Апатия и лень.

Я не смог заинтересовать. Но вот какая беда – я уверен на 100 процентов, что я выложился. И если бы мне преподавали так, как я, я бы с азартом дикой собаки смотрел на все эти книги. Можете спросить у моих друзей, которым я все эти годы пересказывал свои собственные открытия, которые я делал. И вот как странно. Обычно это студенты, в которых по пять килотонн взрывчатки, осуждают преподавателей за то, что они устали от своих предметов и ведут занятия уже без огонька. У меня получилось все наоборот, я сам себя заставил поверить, что весь мир есть текст, что а информация  - живая. А студенты… они слишком устали учиться. Уже на первом курсе – это умудренные старцы, которые так устали жить, им не интересно, им скучно. «Убейте нас кто-нибудь».

Слушайте, вам читает лекции Валерия Викторовна Короткова. Ее лекции поменяли взгляд на жизнь многих прежних студентов. Слушать ее можно только с открытым ртом. Не быть покоренным миром литературы, которые разворачивает этот удивительный педагог невозможно. Но нет, видимо, возможно. Потому что апатию и лень победить невозможно.

Нет, не спорю, есть несколько талантливых ребят. Но только, читатель, не обольщайся, что это ты. Скорее всего, нет.

При всем при этом важно понимать – большинство студентов приходят из школ с нулевым багажом. Я не знаю, что происходит в большинстве школ Казахстана, в моей были блестящие педагоги. Но вот мой опыт преподавателя – студенты не знают ничего, когда приходят в вуз, а когда заканчивают – тоже ничего не знают. Пустота на входе, пустота на выходе. Сорри, если оскорбил чьи-то религиозные чувства.

Есть ли выход? Наверное, есть. Нужно попытаться донести, что знания – это суть собственное достоинство. Если у вас нет знаний, вы животные. И не смейте потом жаловаться, что вы живете в плохой стране. Вы живете в стране, в которой основными принципами жизни становятся апатия и лень.

Комментарии

Сочувствую. Быть может, эти ребята чувствуют или знают, что их ждет преимущественно приспособленческая журналистика. У нас, в России, очень мало приличных изданий, используемых журналистов, напротив, неприлично много. 

Сагит, спасибо за комментарий. Они не то что чувствуют, я им открытым текстом говорил, какая работа их ждет. Но это не повод лишать себя возможности увидеть за грязным ремеслом изнанку - мощь информации как таковой, не повод лишать себя знаний о литературе, о новых технологиях, философии, политологии, истории и проч. и проч.

Я им, кстати, зачитывал первому курсу начало новой книжки Л. Бершидского "Ремесло", когда она еще была в открытом доступе. Он там писал, что в любой аудитории студентов-журналистов всегда призывал как можно скорее поменять специальность. И потом добавлял, что-де если вы этого не сделаете, пеняйте только на себя))) Из моих студентов никто не последовал мудрому совету))

Интересный пост.  Но не думаю, что студенты до такой уж степени ленивые и апатичные. По вашим словам, на лекциях Коротковой В.В. они могли слушать материал с открытым ртом, потому что она заинтересовывала студентом и т.д. Если вы НЕ смогли сделать тоже самое, я считаю, это не справедливо говорить, что в студентах преобладает лень и апатия и еще что нибудь и тем более, что их НЕВОЗМОЖНО победить.

Может быть, вам нужно было пробовать другите подходы, а не говорить, что если не будешь делать то-то и то-то, то станешь таким то. Напоминает, наставления родителей в подростковый период, не так ли..??

Согласна с тем, что сегодня в РК среднее образование хромает и выпускникам школ не хватает нужных знаний и навыков, чтобы успешно продолжать обучение дальше. Но если у вас есть здоровые амбиции (а по посту, чувствуется, что есть) и есть понимание того, что студентам нужно меняться и тем более, что вы еще и как то пытались  менять ситуацию, ТО я считаю, вы должны тянуть студентов на свой уровень, а не забивать на них и увольняться и тем более говорить, что студенты сейчас ленивые и апатичные...

 

 

Динара, вы неверно прочитали тезис. В. Короткова - блестящий преподаватель, но и она не может добиться от студентов того, чтобы они заинтересовались предметом.

А по поводу пробовать другими методами... Мне отчего-то кажется, что демократический стиль преподавания - не для наших студентов. Начнем с того, что большей половины в вузе вообще не должно было оказаться. Если бы вузы не были организованы как бизнесы, при которых благополучие администрации зависит от количества набранных студентов, то количество студентов, прошедших конкурс, было бы в разы меньше. И вот с такими ребятами, которые изначально имеют мотивацию учиться - уже можно разговаривать как с коллегами. Но когда большая половина группы - это балласт. То и создается общая атмосфера, которая засасывает и способных ребят, так как нет никакого духа соревнования - кто больше узнает, кто задаст самый каверзный вопрос преподавателю, кто предложит самую оригинальную идею? Этого нет.

Я уверен, что если бы в вузы принимали не всех, кто хочет, а всех, кто может, ситуация была бы соврешенно другой.

Проскочила у меня такая мысль, да предположим, что всем людям стало интересно все на свете. Люди счастливы, люди образованы, так как ищут знания. Но будет дисбаланс…

Человек с амбициями добивается поставленных целей и наоборот. Нужен пастух чтобы управлять стадом баранов. Бараны существуют, чтобы у пастуха было пропитание и он жил в достатке. Если человек не понимает чему он учиться и куда идет, станет очередным рабочим.  Надеюсь, улавливаете связь…

Вы самый классный и самый строгий преподаватель из всех кто у нас пока что был и есть! 

А студенты по вам все-таки скучают...

Эвелина, апатист, спасибо за добрые слова. Главное, чтобы все мои студенты понимали, что это моя последняя попытка "подпнуть", стимулировать через обращение к чувству собственного достоинства. Просто придерживайтесь принципа do your best, и если что-то начинаете, делайте это хорошо. Никто не будет в убытке, а только в выигрыше. И самое веселое здесь, что никогда не поздно начинать.

Я слушала Ваши пары с открытым ртом...Мне нравилось все...Абсолютно все.Я и по сей день скучаю по Вам...Вашим лекциям, Вашим творческим заданиям, Вашему неповторимому стилю...Несмотря на то,что порой я и вела себя не корректо по отношению к Вам,поверьте,Данияр,сейчас я все больше и больше убеждаюсь что вы были правы и успокаиваю себя тем,что вовремя извинилась за резкие слова.Ваш предмет как и предмет Валерии Викторовны многому нас научил,по крайней мере за себя я могу сказать точно.Побольше бы таких преподавателей!

P.S. Я так и не научилась сокращать))Мои предложения такие же развернутые.Видимо это мой стиль)

Лично от себя напишу, думаю многие студенты меня поддержут, большинство изложенного в вашей статье о нас студентах -это сущая правда. Лень и опатия в нас присутствует и бороться с ней мало кто хочет. А теперь хочу высказать мнение об образование нашего нынешнего учебного года. Как раз таки кроме Коротковой и некого больше слушать. Только Валерию Викторовну и слушаем с открытым ртом(гарантированно половина группы, а остальные хоть и не с открытым ртом, но с большим интересом). Да еще нельзя ни сказать о Ларисе Павловне Ноде, отличный педагок и интересно преподносит свой предмет. Лекции супер, конкретика в словах и действиях. Вот это два преподователя, предметы которых пропускать не только не хочется, но и стыдно. Да и стоить отметить Вас Данияр, мы очень сожелеем, что вы с нами распрощались. У нас действительно были полноценные занятия, пары проходили живо и интересно. Может вы пересмотрите свой уход из Турана? А об остальном говорить не хочется, очень подходит фраза- "либо говорить хорошо, либо ничего"- я предержусь последнего.

Данияр, я с вами во многом согласна, потому что, как бы прискорбно это не было, студенты у нас в большинстве своем действительно "умудренные опытом" и уставшие от всего на свете люди. К сожалению, учеба им совершенно не интересна, на экзаменах они, тем не мене, каким-то магическим образом умудряются получать высокие баллы (талант списывать, обаяние или просто везение), и потом мы получаем "замечательных специалистов" со всеми вытекающими. Никого не хочу обидеть, но под конец учебы из-за всего этого чувствовала себя несколько паршиво. Если ты чем-то искренне интересуешься, много читаешь и пытаешься обсуждать это с преподавателем, то, скорее всего, рискуешь прослыть занудой. Тем не менее, молчать ради чужого мнения тоже как-то глупо. Но и нормально учиться среди совершенно незаинтересованных ничем студентов тоже, поверьте, невозможно. Как человеку, который целыми днями готовился к вашим экзаменам, мне было очень неприятно и обидно, когда не-буду-говорить-кто получил высокий балл, списав ответ прямо у вас под носом. Впрочем, это их дело. Они не понимают, что так обкрадывают себя самих. Оценка есть, а знаний ноль, и подготовки к жизни никакой. К слову сказать, считала и буду считать вас одним из лучших преподавателей, что у меня когда-либо был. Про Валерию Викторовну вообще молчу, она - гений. А вообще, вас бы в соответствующее окружение, в группу, где люди действительно сознательно хотят изучать что-то, работать... вы - энтузиаст, а таких, увы, в нашей стране ничтожно мало. Помните, мы с вами об этом на лекциях беседовали? Что в Алматы, да и вообще в Казахстане, политически пассивная молодежь? Она пассивна не только политически, она вообще инертна по своей сути. И дело не в вас. И да, может, вас это хоть немного утешит, но хотя бы до одного человека вы точно смогли что-то донести. Я вас и ваши лекции очень часто вспоминаю. Спасибо вам большое.

Тут много в чем может быть дело. Впрочем как и во всем. Нет только черного и белого. Есть еще множество оттенков серого.

Настрой на учебу зависит от много. На мой личный взгляд предлагаю основные:

  1. Не все идут учиться в ВУЗ по желанию. Многих отправляют родители, при чем далеко не на любимые студенту факультеты;
  2. Студенты первокурсники (если идут сразу после школы) просто очень устали от школы. Помню себя: 11 лет в школе, выпускные экзамены, втупительные экзамены и вот уже и учеба. Лето прошло мимо :)
  3. Студент разочаровался в учебе/факультете/преподавателе. Часто видел, что студенты через силу заканчивают первый курс, а потом переводятся на другой факультет.
  4. Мы в Казахстане (ты меня поймешь сразу). Студенты знают, что для того, чтобы получить диплом - не нужно учиться, достаточно платить и желательно ходить.

Помимо этого ведь еще 100,000 всяких мелочей, влияющих на человека (студента в данном случае) - отношения дома, с родителями, с любимыми, погода влияет, друзья, да и мне 17 лет в конце-то концов, мало кто в этом возрасте полностью осознает что и зачем происходит.

Не стоит обобщать, проводя параллель между ленивыми студентами и всей страной. В стране много интереснейших и умных людей. А ваши студенты родились в 90-е годы. Психологи называют это поколение - потерянным. Оттого преподавателям, которые переживают за нынешних 20-летних, постараются выложится и исправить то, что упустила семья, школа и в целом общество. Но не всем дано услышать и понять, о чем говорят в аудитории. Но это уже крест каждого в отдельности - вне зависимости от времени и ситуации. Он такой и все. Даже раскаявшись, он не делает выводов, к сожалению. Остается лишь сожалеть...

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.