Экзамен в докторантуру PhD: когда же будет лучше?
Этим летом поступал в докторонтуру. Некоторые наблюдения были опубликованы на today.kz Но раз уже теперь у меня есть блог, то грех не разместить этот юмористический пост здесь
« 11 августа прошел первый этап вступительных экзаменов на магистратуру и докторантуру PhD, то есть тестирование по иностранному языку. Мечтая получить высшую степень, на них оказался и я. Удивительно, но это маленькое событие очередной раз выявило множество огрехов как системы образования в целом, так и работы вузов в частности.
Казалось бы, за многие годы обучения можно бы уже привыкнуть к методам организации любого мероприятия. Будь то праздник или же сдача экзаменов. Но каждый раз, сталкиваясь с системой заново, надеешься, что «ну в этот-то раз будет лучше». И каждый раз надежды рушатся. Я, как и прочие поступавшие в КазНУ, получил строгую установку явиться в вуз в 8 утра, дабы в 9 часов начать закрашивать тестовые кружочки. Встал с петухами, явился на точку сбора и увидел огромную толпу абитуриентов, стоявшую у входа в здание. Никого не впускали, а охранники, отработавшие за годы схему, загородили подступы к alma mater столами. Ближе к девяти начали запускать… по пять-шесть человек. Это понятно: чтобы у парадного входа сличить фото на пропуске с удостоверением личности, а затем оба изображения с собственно «мордой лица» поступающего. Кто когда-либо видел толпу (очень большую толпу) казахстанских студентов, которым во что бы то ни стало нужно попасть в одну-единственную дверь, может представить, что там творилось. Не знаю, были ли задавленные, растоптанные и задушенные, но точно уверен, что придавленные, притоптанные и удушенные были. Отсюда первый вопрос администрации КазНУ: почему нельзя было организовать процесс по-человечески, чтобы всем было удобно? И абитуриентам и работникам, и той же охране?
Попав, наконец, в здание, нашел свою аудиторию. Время - 9 утра, а мы, как вы помните, в эту минуту должны начинать отвечать на вопросы. Резонный вопрос: «Когда будем начинать?». Резонный ответ: «Когда все придут». А теперь мысленно обратимся ко входу в здание и вспомним, что там творится. Там толпу (очень (!) большую толпу) запускают по пять-шесть человек. Наконец, в 10:20 мы начали экзамен. У меня знакомых в аудитории не было, заводить я их не хотел, поэтому полтора часа я просто разглядывал свой пропуск и то - как не очень-то хорошо я вышел на фото. Вконец подорвать свою самооценку не дал сотрудник КНБ (наверное, эти люди в форме были из КНБ), который сказал, что "...будем начинать". Здесь следует сделать абзац, так как начинается вторая часть марлезонского балета.
Первая часть – аудирование. Мы должны были послушать диск, на котором был некий текст, в соответствии с которым мы должны ответить на вопросы. Не оставляя светлую веру в то, что «ну в этот-то раз будет лучше», я приготовился внимательно выслушать задание, но меня все же в очередной раз ждало разочарование. Текст был начитан какой-то замечательной женщиной. Уверен, что это хорошая мать и неплохой учитель английского языка, но единственный ее минус был в том, что она не была носителем английского языка. Некая Зауре Абдрахманова (назовем ее так) начитывала текст, обладая отличным советским произношением английского, делая паузы там, где их делают в русском языке, но никак не в английском, со скоростью 80 знаков в минуту. Кто в школе сдавал на скорость чтение, помнит, что это довольно хороший темп. Вопрос к НЦГСОТ: почему при организации теста нельзя было выделить деньги, чтобы заплатить британцу, который бы с удовольствием профессионально прочёл необходимый текст?
Сам процесс тестирования тоже был забавным. Во-первых, повеселили сотрудники КНБ (кажется, это были все-таки они). По рации некий чин сообщил своим подчиненным: «Начинаем тестирование. Убедиться, что в аудиториях нет бардачных процессов». Да, именно так и сказал. Вообще, страсть силовых структур все облечь в официальную форму все свои мысли довольна мила. Но вот что уже было совершенно не забавным, так это менталитет постсоветского студента. Я лично насчитал 9 человек, который пользовались шпаргалаками и искали помощи через телефон. Бессильной ярости моей не было конца. Дело в том, что я уже работаю преподавателем в вузе, и поэтому всякого рода жульничество не переношу на дух. Особенно списывание и плагиат. И тут на моих глазах будущие ученые (!) нагло списывают, а присутствующий наблюдатель даже усом не повел. Но больше всего меня расстроила собственная беспомощность. Сколько раз я порывался укорить соседку или же заявить наблюдающему. Но… постсоветский менталитет не дал мне этого сделать. К сожалению. Возможно, для читателя мои порывы непонятны, ведь я хотел «наябедничать», или, того хуже, «сдать». Но друзья мои, куда придет современная система образования, если ничего так и не изменится?
Третья часть марлезонского балета - «В ожидании результатов». Помню, что когда я сдавал тест по английскому при поступлении в магистратуру, мы получили результаты, когда смеркалось. Но ведь это было в АГУ им. Абая два года назад. Ну в этот-то раз точно должно быть лучше! Памятуя о своем скорбном опыте, решил прийти к шести вечера. И что же? Нам сказали, что результатов пока нет, и что-де, приходите через пару часов. Смеркалось. Де жа вю? Наверное. Погуляв по КазНУ-граду с полтора часика, вновь подхожу ко входу, где сдавалось тестирование. На его дверях написано: «Результаты будут сегодня с 23 до 24 часов». А теперь внимание: по правилам, апелляция принимается в день сдачи теста. Ну хорошо, ее можно подать в 19:00. Правда, непонятно кому, так как все, скорее всего, ушли домой. Но как ее подавать в 24 часа? Извините, но в 00:01 будет уже следующий день, в который апелляция уже не принимается. Вы думаете, я пошел за результатами на следующее утро? Нет, я в час ночи (для уверенности) взял такси и с другом поехал в КазНУ. Под светом фонарей мы нашли еще с десяток таких же сумасшедших, которые «аки тать в нощи» разглядывали свои результаты на стендах. Вопрос к НЦГСОТ и Министерству образования и науки: почему нельзя все делать вовремя?. Вопрос к администрации КазНУ: увас есть официальный сайт. Почему бы не использовать его по назначению и не поместить результаты на нем, чтобы люди не ехали глубокой ночью за своими результатами?.
Ваш покорный слуга получил свои 79 баллов. Вывод – надо было готовиться. Что ж, буду готовиться ко второму экзамену. Ну в этот-то раз точно все должно быть лучше!»
Комментарии
Ali Imanalin (не проверено)
вт, 10/19/2010 - 11:16
Постоянная ссылка (Permalink)
А я вообще не могу понять зачем нужны экзамены для докторантов. Чтобы занимать аудитории, нервировать абитуриентов, тратить время преподавателей?
Докторантура - это ведь исследовательская деятельность, research thesis, который пишется не спеша для того, чтобы дать исследователю массу возможностей внести свой вклад в науку. Тест/экзамен нацелен на лаконичный ответ абитуриента написанный за определенное время.
Нужно отбирать кандидатов на степень Ph.D. другим методом.
Очевидец (не проверено)
пн, 09/12/2011 - 12:02
Постоянная ссылка (Permalink)
Сама сдавала экзамены про списывание и речи было
ZaSaRa (не проверено)
пт, 09/09/2011 - 18:50
Постоянная ссылка (Permalink)
доброго времени суток! Как результаты? Удалось поступить в докторантуру? как проходили экзамены? Будет ли продолжение Ваших рассказов?
ZaSaRa (не проверено)
пт, 08/12/2011 - 08:32
Постоянная ссылка (Permalink)
удачи н экзамене! Он у Вас завтра?
Emili (не проверено)
пн, 08/08/2011 - 08:09
Постоянная ссылка (Permalink)
Допустим сдали иностранный, а вот чего ждать на спецпредмете???? Откуда гарантиии, что там все не куплено???
Я ордна из тех, кто не успел защитить кандидатскую диссертацию, прошла все "круги ада", да все зря. Одна надежда на докторантуру. Готовлюсь... А стоит ли?
admin
пн, 08/08/2011 - 08:17
Постоянная ссылка (Permalink)
Эмили, если у вас техническая специальность, то шансы велики, так как грантов больше, чем у гуманитариев. В прошлом году я поступал на журналистику и был один грант (претендентов около 10), в этом году их три. Думается, что у технарей больше.
Решает кому давать гранты комиссия. Спецпредмет - как устный экзамен, тянете три билета и перед комиссией отвечаете. В конце экзамена, когда комиссия примет решение, она комментирует оценки и свое решение.
Вероятность, что все куплено... ммм... высока. Но как говорится, стучите и вам откроют))) Верим в лучшее)))
А почему бы вам не защититься в той же Киргизии? Близко и дешевле в конце стол накрывать) Там ведь не отменили советскую систему
admin
пн, 08/08/2011 - 08:20
Постоянная ссылка (Permalink)
ну вообще при казгу, например, есть центр по подготовке к экзамену по английскому, там же можно пройти пробное тестирование. По поводу спецпредмета - нет консультаций, но вам дадут весь список вопросов, которые будут на экзамене
ZaSaRa (не проверено)
пн, 08/08/2011 - 16:31
Постоянная ссылка (Permalink)
Спасибо за все ответы. А почему Вы сами в Киргизию не едете, если не секрет?
admin
вт, 08/09/2011 - 11:30
Постоянная ссылка (Permalink)
Если бы я был в ситуации Emili, когда все готово, я бы скорее всего стал соискателем в братских странах и получал бы кандидата, но так как у меня ничего кроме темы нет, мне не принципиально) Поэтому никуда не рвусь)
ZaSaRa (не проверено)
вт, 08/09/2011 - 15:34
Постоянная ссылка (Permalink)
))) Логично.
Как только сдадите один из экзаменов, плиз, напишите как все происходило. Спасибо от читателей заранее.
ZaSaRa (не проверено)
пт, 08/05/2011 - 08:47
Постоянная ссылка (Permalink)
Согласна. Поэтому и удивила статья, что кто-то списывал... Списать по сути не откуда - просто надо знать язык и его грамматику.
И вопрос: на сколько сходны задания на экзамене с теми тестами, которые распространяет МОН РК в качестве пособия для подготовки к тесту? Спасибо заранее.
Буду поспуать на след. год - не успела сдать документы, командировка была 2 мес.Жаль.
admin
пт, 08/05/2011 - 09:05
Постоянная ссылка (Permalink)
понимаете, списывали не с источников и словарей, а друг у друга - сидели знакомые и занимались взаимопомощью
admin
пт, 08/05/2011 - 09:05
Постоянная ссылка (Permalink)
по поводу сходства - сходятся типажи, но гарантировать, что если вы приобрели пособие 2011 года и там будут именно эти задания - нельзя
ZaSaRa (не проверено)
сб, 08/06/2011 - 13:23
Постоянная ссылка (Permalink)
М-да... Для чего спиысвают/дают списывать люди? они ведь конкуренты в данный момент, во-первых; во-вторых, разве можно быть увереным, что сосед правильно делает; в третьих, разве у всех один и тот же вариант? Странно тогда организован экзамен.А церберам типа все равно, что делает публика... Ну-да...
Говорят, что начиная с этого года, когда докторантура только бюджетная, поступить реально умному, потенциальному будущему ученому будет труднее... из-за возможных лоббирований интересов некоторых людей... Так ли на самом деле не берусь,- испробую на своей шкуре в след. году, да и почитаю Ваши новые заметки про поступление ))). У меня, к счастью, есть время на подготовку... целый год. А Вам желаю удачи в этом нелегком "бою"! спасибо за Ваши заметки - они кое-что дают понять и быть готовым хоть к чему-нибуть.
ZaSaRa (не проверено)
сб, 08/06/2011 - 16:08
Постоянная ссылка (Permalink)
Хотела спросить, а консультации перед экзаменами предусмотрены или нет? Перед специальностью, к примеру? Спасибо.
ZaSaRa (не проверено)
пт, 08/05/2011 - 07:24
Постоянная ссылка (Permalink)
Поделитесь: откуда кто-то мог списать, если тесты не были известны никому, а времени на ответ на каждый вопрос примерно 1 минута? или экзамен проходил по другой "временной" схеме? Или задания были из тех тестов. которые опубликовал Ваш друг-репетитор?
Думаю, что списывать на таких экзаменах - себе вред нанести - только время теряешь, или нет?
admin
пт, 08/05/2011 - 07:42
Постоянная ссылка (Permalink)
Экзамен по-сути можно разбить на две части. Первая часть ограничена во времени, так как связана со слушанием текстов. Дежурный просто включает магнитофон и все, больше от ничего ничего не зависит. Поэтому просить поставить текст еще раз бесмысленно. Тетка на кассете читает текст, после первого раза небольшая пауза, потом читает еще раз и так все тексты (кажется их было два-три, не помню), а все остальное время - это время, которое вы можете использовать как угодно, там уже до конца экзамена вас никто не беспокоит. Сделали грамматику за пять минут? Остальное время можете потратить на чтение текста и ответы на вопросы.
Поскольку ответы на вопросы являются самым простым блоком в экзамене, советую приступать сразу к нему, и только потом к грамматике.
По поводу списывать. Когда я поступал в магистратуру, я сдавал в относительно большой аудитории, в которой в принципе можно было пользоваться например словорями на сотовом. Когда поступал в докторантуру, сдавал в маленькой аудитории, где все как на ладони. Поэтому не думаю, что у кого-то выходило списывать.
Как и на ЕНТ все зависит от аудитории и дежурного. Некоторым пофиг, что происходит в аудитории;)
Ну лучше конечно самостоятельно сдавать, без подсказок и подглядываний. Вы же уже не студент, вы хотите идти по стезе науки или преподавать, тут уж как-то неловко списывать)))
Добавить комментарий