Мировая экономика космоса

  • Опубликовано: 23 January 2017
  • Автор: danik

К содержанию

Космос стал частью мировой экономики, а значит, и здесь стали работать законы глобальной конкуренции. Среди игроков можно выделить и государства и частные компании, которые развивают гражданское и военно-оборонное направление космической промышленности. Основными тенденциями развития остается выведение спутников на околоземную орбиту и работа Международной космической станции. Причем в обоих направлениях можно увидеть как экономический, так и военно-политический аспект международной конкуренции.

В апреле 2016 года Пентагон заявил о пересмотре космической программы в связи с угрозами для своих спутников со стороны России и Китая.67 Еще тремя годами ранее в докладе конгрессу США о развитии китайской военной мощи указывалось, что среди разработок КНР есть проекты, которые направлены на создание преднамеренных помех, столкновение космических объектов других стран и т. д.68

Россия в свою очередь пытается заменить американскую GPS отечественной ГЛОНАСС, поскольку видит в зависимости от иностранной системы спутниковой навигации угрозу национальной безопасности. Также Москва пытается сделать использование ГЛОНАСС обязательным для стран ЕАЭС, что, правда, не находит поддержки среди стран сообщества, так как российские спутники периодически выходят из строя. Фактически, конкуренция спутниковых систем является отражением как коммерческой, так и политической конкуренции стран.

Эту же конкуренцию можно увидеть и в работе МКС. Во-первых, следует отметить, что Китай создает собственную станцию на околоземной орбите. Для этого ему нужно закончить тестирование сверхтяжелой ракеты «Великий поход», которая позволит перевозить грузы от 10 до 25 тонн.69 В свою очередь частная американская компания SpaceX планирует начать отправлять космонавтов на МКС по заказу НАСА.70 Таким образом, США перестает нуждаться в российских услугах по транспортировке своих космонавтов. Эти перемены также меняют устоявшийся коммерческий и политический баланс между державами в космических отношениях.

Если отложить политическую составляющую, то объективно нужно признать, что сам рынок становится очень большим. По итогам 2014 года объем всего рынка составил 330 млрд. долл., из которых более 250 млрд. долл. (76 проц.) пришлось на коммерческую долю.71 Этот рынок стал привлекательным для частного инвестора. Если с 1995 по 2005 год суммы частных вложений составляли полмиллиарда, то с 2006 по 2010 год они выросли до 3 млрд. долл., а в 2010–2014 годах еще до 7,5 млрд. долл. Также из общей суммы можно выделить 79,2 млрд. долл., которые составили расходы государственных бюджетов (из них 43 млрд. – бюджет США).

При этом весь рынок космических услуг можно разделить на несколько сегментов. Одним из них является создание ракет-носителей. Эта отрасль в финансовом выражении занимает наименьшую долю от всего рынка – по данным казахстанско-российского совместного предприятия «Байтерек», его емкость составляет от 2 до 3,5 млрд. долл. США в год.72 Количество стран, обладающих научно-техническим и производственным потенциалом, который позволяет производить ракеты-носители, невелико, всего восемь: Россия, США, Евросоюз, КНР, Украина, Индия, Япония и Израиль. В 2019 году к их числу может присоединиться Южная Корея.73

Другой сегмент связан с услугами по выведению в космос. В 2015 году выручка от коммерческих и государственных пусковых услуг в мире составила 6,32 млрд. долл. В таблице показаны доли рынков коммерческих пусков среди стран.

 

Страна

Выручка на рынке коммерческих пусков в 2015, млрд. долл.74

США

0,34

Россия

0,49

Европа

0,96

Китай

0,18

Япония

0,08

Индия

0,08

 

За последнее время в двух этих областях намечаются серьезные изменения. Одной из тенденций является стремление к их удешевлению. Компания Илона Маска SpaceX производит в этой отрасли революцию – его компании удалось запустить с плавающей платформы тяжелую ракету-носитель Falcon 9 и посадить первую ступень обратно в вертикальном положении.75 Это означает, что ракета-носитель имеет потенциал использоваться неоднократно, что серьезно удешевляет ее стоимость.

Это, в свою очередь, может изменить положение стран в списке лидеров по оказанию услуг запуска ракет в космос. Так, сейчас первое место принадлежит России – хотя доля Роскосмоса от всего рынка космических услуг занимает от 1 до 3 проц., но в этом сегменте она является лидером. Тем не менее запуск российского «Протона» стоит 100–120 млн. долл., тогда как отправление Falcon 9 обходится в 60 млн. долл. И эта цена пуска американской ракеты будет только снижаться за счет повторной эксплуатации первой ступени. Поскольку ее стоимость составляет 54 млн. долл., то при одном запуске компания теряет только 6 млн. долл.

Если говорить о выводе объектов в пределах 20 тонн, то ракета Илона Маска в перспективе создаст серьезнейшую конкуренцию не только Роскосмосу, но и другим операторам услуг запуска ракет во всем мире. Стоимость доставки одного килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до 1100 долл., что в среднем в 20 с лишним раз меньше, чем эксплуатация аналогичных одноразовых носителей.76

Роскосмос также пытается уменьшить стоимость пуска – ставка делается на новую ракету «Ангара». Из-за штучного производства ее запуск сейчас стоит в полтора раза дороже, чем запуск «Протона», но разработчики надеются, что к 2025 году цена снизится на 20 проц.77 Проблема российского, да и не только, производителя заключается в том, что если частная американская космонавтика продолжит работать с той же скоростью, к 2025 году какие-либо другие поставщики пусковых услуг будут полностью неконкурентоспособными.

Очевидно, что если американские частные компании будут предлагать в несколько раз более дешевые пуски с морских платформ вблизи от экватора, то и Байконур и «Восточный» могут стать площадками, которыми будет пользоваться только Россия для реализации собственных проектов на мощностях своих ракет-носителей.

Следует отметить, что эксперты называют обе указанные отрасли (создание и выведение ракет на орбиту) примерами рентной экономики, сравнивая их с добычей и продажей нефти. В условиях, когда нет возможности связать свои космические исследования с конечным продуктом, то получается узкоспециализированная отрасль экономики, сильно зависимая от внешних факторов.78 В системе коммерциализации космоса среди направлений, приносящих прибыль, на первом месте стоит связь, на втором – дистанционное зондирование Земли, на третьем – навигация.79

Также отдельно нужно сказать о рынке создания космических аппаратов, на котором в 2015 году была получена выручка на 15,6 млрд. долл. Среди прочей техники основным источником дохода здесь являются аппараты на геостационарной орбите. Также эта отрасль интересна и для инвестирования – каждый доллар, вложенный в производство космических аппаратов, приносит от 16 до 30 долларов прибыли.80

Из указанного объема мировой выручки больше половины (9 млрд.) приходится на США, поскольку именно здесь развиваются наиболее передовые технологии.81 От микросхем, которые производятся только в США, зависит весь мировой рынок. Например, две трети компонентов европейских спутников по-прежнему производится в США, а не на территории Европейского союза. Эта ситуация не меняется в течение последних 10 лет.82

Российская индустрия также находится в зависимом от США положении. Существует мнение, что российская космическая отрасль не создала ничего принципиально нового и работает только на наработках, оставшихся со времен Советского Союза. Положение в развитии космической промышленности осложняется введенными санкциями – они лишили страну возможности покупать западное оборудование. Последствия стали очевидны при создании нового спутника «Сфера» – его не смог поднять даже «Протон», так как из-за использования исключительно российской электроники спутник стал слишком тяжелым.83

Спутники, произведенные в России, подвергаются отдельной критике. Для качественной работы необходимы микросхемы минимум качества Space (категории микросхем в США делятся на Commercial, Industrial, Space и Military), но так как для ее покупки нужно специальное разрешение госдепартамента США, российские специалисты используют для изготовления спутников иностранные комплектующие, которые создаются не для космических, а индустриальных нужд.84 С качеством российских спутников столкнулся и Казахстан при покупке, запуске и эксплуатации спутников KazSat-185 и KazSat-2.86

Самыми крупными в денежном выражении являются две последние части космического рынка – это рынок наземной аппаратуры и рынок спутниковых услуг (в т. ч. связи) – в 2015 году мировая выручка составила 58,6 и 128,1 млрд. долл. соответственно. Можно предположить, что в условиях, когда стоимость создания и запуска ракет становится все ниже, а создание спутников критически зависимо от поставок из США, наиболее перспективным для вложений частных и государственных инвестиций являются именно эти два динамично развивающихся и чрезвычайно емких рынка.


67. США изменят космическую программу из-за угроз со стороны РФ и Китая – http://www.interfax.ru/world/503941
68. Документ дня: Ждут ли АТР новые звездные войны? – https://lenta.ru/articles/2015/03/10/starwars/
69. Космическая программа Китая – http://cctv.cntv.cn/2016/05/15/VIDEWH0q5M0NosegeU4Kn1ly160515.shtml
70. SpaceX договорилась о втором полете своего пилотируемого корабля к МКС – https://lenta.ru/news/2015/12/19/space/
71. Здесь и далее: Космический рынок в цифрах – http://www.kommersant.ru/doc/2841702
72. Рынок ракет-носителей: современные конкурентные тенденции и среднесрочные перспективы развития – http://www.bayterek.kz/info/launch_vehicles.php
73. Корея перешла ко второй стадии строительства ракеты-носителя – https://naked-science.ru/article/media/koreya-pereshla-ko-vtoroi-stad
74. Рынок. Коммерческий космический рынок  – ecoruspace.me/Коммерческий космический рынок – html#razdel2
75. SpaceX Элона Маска посадила ракету на морскую платформу – https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/11/637112-spacex-el...
76. Караш Ю. Американцы осуществили революцию на рынке пусковых услуг    http://vz.ru/world/2015/12/23/785354.html
77. Роскосмос выполнит еще 8 тестовых пусков «Ангары» – http://omskregion.info/news/34744-roskosmos_vpolnit_echshe_8_testovx_pus...
78. Терехов Ф. Российская космонавтика: есть ли основания для гордости? – https://geektimes.ru/post/185106/
79. Моисеев И. Карт-бланш. Время разбора полетов – http://www.ng.ru/economics/2016-05-13/3_kartblansh.html
80. Лосев А. Бизнес рвется в космос – https://rg.ru/2015/09/22/kosmos.html
81. Рынок. Коммерческий космический рынок – http://ecoruspace.me/Коммерческий космический рынок.html#razdel4
82. Там же.
83. Новые военные спутники РФ потеряли способность летать в результате импортозамещения – http://www.newsru.com/russia/19feb2016/sphera.html
84. Катков О. Как Россия разучилась делать спутники: к чему привело импортзамещение – http://obozrevatel.com/crime/98016-kak-rossiya-razuchilas-delat-sputniki...
85. Казсат – статья из Википедии – https://ru.wikipedia.org/wiki/Казсат
86. Казкосмос недоволен Kazsat-2 – http://www.comnews.ru/node/54442

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.