Сообщение об ошибке

Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 11 of /home/sabitov/domains/sabitov.kz/public_html/sites/all/modules/elfinder/elfinder.module).

1.1 Визиты на высшем уровне и заключенные в их ходе соглашения

  • Опубликовано: 15 June 2013
  • Автор: danik

Визиты Н. Назарбаева:

 Первый (1992) был составной частью череды визитов Президента, имевших своей целью получения признания Казахстану (за этот год Назарбаев Н. А. посетил более 60 стран и более 30 международных форумов).

 Второй визит состоялся 15-18 мая 1995 года. В ходе этого важного дипломатического мероприятия был подписан ряд двусторонних документов: Декларация об основных принципах взаимоотношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Корея; Соглашение о культурном сотрудничестве; Соглашение о научно-технологическом сотрудничестве.

Касымжомарт Токаев в книге «Дипломатия Республики Казахстан» пишет: в «Декларации указывалось, что Казахстан и Южная Корея будут развивать дружественные отношения в соответствии с принципами Устава ООН, включая равноправие, уважение территориальной целостности и политической независимости, невмешательство во внутренние дела и мирное разрешение споров. В документе отмечалась готовность сторон поощрять контакты между структурами исполнительной, законодательной и судебной власти, а также общественными организациями двух стран, развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций, торговли, науки, сельского хозяйства и транспорта, содействовать тесным контактам между представителями деловых кругов Казахстана и Кореи.»[1]

Наличие в Казахстане граждан корейской национальности стало основанием для включения в текст Декларации следующей статьи: «Оба государства, признавая, что гарантия прав национальных меньшинств является основным элементом стабильности в мировом сообществе, будут в рамках их территорий уважать и защищать права и интересы своих граждан, имеющих корни в Казахстане или Корее, для соблюдения их культурных традиций, исповедания своей религии в соответствии с общепринятыми нормами международного права».

 Факт наличия так называемых «корё сарамов», выражающих глубокую заинтересованность в судьбе их Родины заставляет Казахстан по мере возможностей всячески содействовать процветанию Корейского полуострова.

Подтверждая этот факт, можно привести в доказательство слова посла в Республику Корея Нургалиева Б. К.: «Наша страна, являясь инициатором формирования механизма мер доверия и безопасности в Азии, всецело поддерживает процесс межкорейского урегулирования, а также последовательно выступает за дальнейшее развитие диалога между Севером и Югом Кореи»[2]. Кстати, нельзя не вспомнить, что Корея выступает с одобрением о СВМДА, выступая в этом процессе в качестве наблюдателя. Кроме того, наличие большого количества лиц корейской национальности сыграла свою роль в том, что 1 сентября 2004 года вступило в силу решение казахстанских властей о включении Республики Корея в список 27 развитых стран, гражданам которых упрощена процедура получения однократных дипломатических, служебных, частных и туристических виз в Республику Казахстан без предъявления приглашения или визовой поддержки. [3]

    И, наконец, по приглашению господина Но Му Хёна, Президента Республики Корея, Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Казахстан, посетил Республику Корея 12—14 ноября 2003 года с третьим официальным визитом.
    13 ноября 2003 года во время встречи в Сеуле главы государств обменялись мнениями по следующим вопросам, представляющим взаимный интерес.
    «1. Стороны согласились развивать дружественные отношения между двумя государствами на основе Декларации между Республикой Казахстан и Республикой Корея об основных принципах взаимоотношений и сотрудничества, подписанной 16 мая 1995 года; проводить совместную работу в рамках региональных и международных организаций и форумов; содействовать развитию сотрудничества по различным направлениям в сфере экономики и торговли, энергетики и минеральных ресурсов, науки и технологий.
    2. Стороны выразили удовлетворение большим прогрессом, достигнутым за 12 лет с момента установления дипломатических отношений в политической, экономической, социальной и культурной сферах, и намерены расширять и укреплять совместное взаимодействие, используя в полной мере имеющийся потенциал.
    3. Стороны будут прилагать совместные усилия для поддержания мира и стабильности в Азиатском регионе. Республика Казахстан выразила свою поддержку политике «мира и процветания» Республики Корея, которая направлена на обеспечение мира на Корейском полуострове и процветание Северо-Восточной Азии, а также позиции Республики Корея, заключающейся в том, что вопрос о ядерной программе Северной Кореи должен решаться мирными средствами путем конструктивного диалога.
    4. Стороны разделили мнение о том, что развитие консультативных институтов по региональной безопасности в Азии, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, является актуальным, и намерены проводить совместную работу по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и другими видами международных преступлений.
    5. Стороны намерены активно поддерживать обмен не только между государственными структурами, но и общественными объединениями обеих стран в целях развития дружественных связей и взаимопонимания между народами двух стран.
    Стороны намерены прилагать усилия для дальнейшего продвижения двусторонних отношений посредством активизации систематического обмена в сфере образования, культуры, туризма, спорта, а также между органами местного управления.
    6. Стороны отметили важность заключения Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Договора об экстрадиции, Программы сотрудничества в области образования между Министерством образования и науки Республики Казахстан и Министерством образования и развития человеческих ресурсов Республики Корея. В целях дальнейшего укрепления договорно-правовой базы, охватывающей все сферы взаимодействия и сотрудничества между двумя странами, Стороны намерены приложить усилия для скорейшего заключения договоров и соглашений, которые находятся на согласовании в государственных органах двух стран, включая Соглашение о воздушном сообщении между Республикой Казахстан и Республикой Корея, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Корея о реализации Программы Корпуса добровольцев Кореи в Республике Казахстан и Соглашение между Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Палатой аудита и инспекции Республики Корея об обмене опытом и сотрудничеству.
    7. Стороны будут придавать особое значение развитию эффективного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. Стороны будут в соответствии со своими национальными законодательствами создавать благоприятные условия для взаимной защиты инвестиций, всемерно развивать взаимные контакты и сотрудничество между заинтересованными государственными органами и поощрять все формы экономического сотрудничества. В этой связи Стороны выразили удовлетворение результатами второго заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, состоявшегося в Сеуле 10 ноября 2003 года.
    8. Стороны признали важность сотрудничества в области энергетики и минеральных ресурсов между двумя странами. Республика Казахстан приветствовала намерение корейских компаний участвовать в разведке и разработке углеводородных запасов и строительстве соответствующей инфраструктуры, в частности планы Корейского нефтегазового консорциума участвовать в каспийском нефтяном проекте, и выразила намерение поддерживать вовлечение корейских компаний.
    9. Стороны разделили мнение о необходимости проведения совместных исследований и сотрудничества в области науки и передовых технологий, включая информационные технологии следующего поколения, исследования и разработки в области мирного использования ядерной энергии; производства новых материалов.
    10. Стороны намерены укреплять сотрудничество в рамках международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций и Всемирная торговая организация (ВТО). В этой связи Республика Корея выразила свою поддержку намерению Республики Казахстан вступить в ВТО в целях интегрирования в систему мировой рыночной экономики.
    11. Обе стороны отметили, что этнические корейцы в Казахстане внесли значительный вклад в развитие Казахстана, и согласились содействовать дальнейшему культурно-этническому развитию корейской общины в Казахстане.
    12. Стороны высоко оценили визит Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Республику Корея» [4]

 Визит Президента Но Му Хёна:
    По приглашению президента Нурсултана Назарбаева 19 сентября 2004 в Казахстан с государственным визитом прибывает президент Республики Корея Но Му Хён.

20 сентября 2004 В Астане состоялись переговоры Н. Назарбаева и Но Му Хена. На ней стороны отметили практическую пользу СВМДА для укрепления безопасности региона и поддержания процесса дальнейшего углубления диалога.[5]

 Нынешний визит является первым в истории двусторонних дипломатических отношений визитом главы корейского государства в Казахстан. В преддверии этого события президент Но Му Хён любезно согласился ответить на вопросы "Казахстанской правды", где он рассматривает свой визит как историческую возможность для  дальнейшего развития отношений: « Если говорить конкретно, то мы ожидаем укрепления сотрудничества, прежде всего в области освоения энергетики и природных ресурсов. Республика Корея занимает шестое место в мире по потреблению нефти, и корейское правительство стремится к диверсификации ее импорта. Ваша страна обладает богатыми энергоресурсами, включая нефть и газ. Все это придает обоим государствам огромный потенциал для налаживания взаимовыгодных партнерских отношений. Мы надеемся также на увеличение торговли и укрепление сотрудничества в области промышленности через расширение деятельности корейских предприятий в Казахстане. Большие возможности для взаимодействия открываются в области судостроения, строительства, информационных технологий и других. Кроме того, мы надеемся на поддержку со стороны Казахстана в процессе мирного урегулирования проблем на Корейском полуострове, включая северокорейскую ядерную проблему.»[6]

Президент Кореи также выразил уверенность в том, что экономика Казахстана будет продолжать развиваться стабильно в течение длительного времени. В частности, Стратегия развития промышленности и инноваций до 2015 года, которую осуществляет правительство Казахстана, может стать основой для развития и прогресса не только в нефтяной промышленности, но и в области информационных био-, нано- и других новых технологий.

Но Му Хен сказал: «В Казахстане проживает около 100 тысяч этнических корейцев. Мы очень рады, что они являются достойными гражданами и вносят вклад в развитие вашего государства», чем показал одну из причин динамичных отношений меж странами. Эта динамика, в частности выражается в объеме инвестиций Кореи в экономику Казахстана, по поводу чего Президент отмечает: «В экономической области в прошлом году общий объем товарооборота между двумя странами составил 370 млн. долларов и вырос более чем на 87 % по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. А объем инвестиций корейских предприятий в экономику Казахстана превышает 1,7 млрд. долларов. Но, учитывая потенциал сотрудничества между двумя странами, я уверен: нынешний уровень является пока недостаточным. Поэтому мы должны вместе искать новые сферы сотрудничества»

Кроме того, как известно,  Южная Корея решила  уже в самом ближайшем будущем построить новую столицу. Этот пункт был включен в предвыборную платформу накануне выборов 2002 года.  Этот пункт Но Му Хен комментирует следующим образом: «В Корее каждый второй человек проживает на территории столичного мегаполиса, который составляет лишь 11,8 процента всей территории страны. Население Сеула выросло с 5 млн. 190 тыс. человек в 1960 году до 23 млн. 240 тыс. в 2003 году, и ожидается, что в 2023 году увеличится до 25 млн. 930 тыс. человек. Кроме того, 92 процента главных офисов ста крупнейших предприятий страны и 56,7 процента производственных фирм располагаются в столичном регионе, где сосредоточено более половины экономической мощи страны. Из-за перенаселенности качество жизни в столице снижается, существует значительный экономический разрыв между столицей и провинциями, что является причиной межрегиональных противоречий. Во время президентской избирательной кампании в 2002 году в качестве одного из важнейших предвыборных обещаний я предложил создание новой административной столицы, чтобы разрешить эти. Как я знаю, Казахстан тоже совершил перенос столицы из Алма-Аты в Астану и последовательно продолжает развивать город. Я надеюсь, что нынешний визит станет прекрасной возможностью для обмена стратегиями и опытом наших стран по переносу столицы»

В итоге можно отметить некоторые иные достигнутые договоренности:

  1. Президент Нурсултан Назарбаев пообещал увеличить поставки урана ежегодно до одной тысячи тонн. Об этом он сообщил на пресс-конференции 20 сентября в по окончании переговоров с президентом Кореи Но Му Хеном. «Это - четверть потребности Южной Кореи в уране, так как 40% энергетики здесь получают на атомных станциях», - отметил Назарбаев. Президент Казахстана сообщил, что Казахстан «готов увеличить эту составляющую». Ранее по соглашению, заключенному в 2002 году межу национальной компаний Казатомпром и корейской государственной атомной корпорацией, Казахстан поставлял в Южную Корею ежегодно 800 тонн урана. По данным сеульской печати, в Южной Корее в настоящее время действуют 16 атомных электростанций, использующих урановое топливо. В настоящее время Южная Корея импортирует в год около 4 тысяч тонн урана. [7]

РК и Казахстан выразили удовлетворение в связи с подписанием Соглашения о мирном использовании атомной энергии, Соглашения о сотрудничестве в области информатизации и связи и Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в области энергетики и добычи минеральных ресурсов. В Совместном заявлении высказалась также необходимость мирного урегулирования северокорейской ядерной проблемы, а также расширения взаимовыгодных двусторонних связей, ориентированных в будущее[8].




[1] Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: «Елорда», 2001

[2] Нургалиев Б. К. «О развитии межкорейского процесса». Дипломатический курьер№ 3, июнь-август 2001.

[3] Е. Кононович «Энергия партнерства»// «Казахстанская правда» №213-214 от 21 сент. 2004

[5]  Дипломатический курьер, 3-4 квартал, 2004 год, стр. 145

[6] Евгений Кононович: «Интервью Но Му Хёна "Казахстанской правде"», 18.09.04

[7] www.bellona.no

[8] www.koreawindows.com// ‘электронный журнал «Окно в Корею»(опубликовано 21.09.04). Данный материал основан на использованных журналом данных Казинформа

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.