10. Запрос в государственные органы

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Изучая конституционные основы, а также международные соглашения, мы говорили о том, что каждый имеет право на поиск и распространение информации. Но если любой другой человек пользуется этими правами в меру необходимости, то для журналиста это профессиональная потребность. И для того чтобы упорядочить, облегчить его работу, в НПА прописаны процедуры получения информации. Следует сказать, что многие журналисты крайне редко пользуются выработанным механизмом поиска и получения информации. Некоторые не знают, в каких случаях отказ в предоставлении информации незаконен, не имеют представления о том, как поступать, столкнувшись с противоправным отказом. В связи с этим возникает порочный круг: журналисты редко обращаются к чиновникам, потому госслужащие не имеют представления, как работать со СМИ, не знают, какую ответственность могут понести в случае, если не займутся запросом редакции. Такое случается, даже если в учреждении есть пресс-служба. И в результате обычная на первый взгляд процедура отношений СМИ и государственных органов усложняется. В данной главе мы рассмотрим шаги, которые должен сделать журналист, чтобы получить искомые сведения.

Статья 18 Закона о СМИ говорит о том, что государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителям средств массовой информации независимо от их форм собственности и принадлежности, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан.

Там же оговаривается, в какие сроки информация должна быть предоставлена. В соответствии с законом государственные органы и иные организации обязаны представить ее не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. В который раз возникает вопрос: «Что подразумевается под «иными организациями?». Неужели и коммерческие компании также обязаны отвечать на запросы СМИ? Думается, что это не так, ведь статья закона называется «Официальные сообщения». А ст. 1 того же акта трактует официальное сообщение как информацию, предоставляемую государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации[1].

Если чиновник решит, что для ответа необходимо дополнительное изучение вопроса, проверка, то он может дать ответ не позднее одного месяца со дня поступления запроса.

Если окажется, что ответ на вопросы СМИ не входит в компетенцию того учреждения, куда они поступили, журналистский запрос может быть в пятидневный срок переслан в соответствующие органы. При этом редакцию должны письменно известить об этом. Но означает ли это, что журналист может подавать запрос в любое государственное учреждение? Например, ответ нужен от Министерства образования, а подается запрос в ЗАГС. Так как сотрудники ЗАГСа не компетентны в вопросах образования, по закону они обязаны разыскать то ведомство, которое должно ответить, и переслать туда запрос.

Отказать в предоставлении ответа чиновник может лишь в единственном случае: если информация раскрывает государственные секреты. И вновь мы задаем вопрос: а как же иные охраняемые законом тайны? Например, Агентство по статистике не имеет права раскрывать данные первичной статистики, а больницы – данные по пациентам. В то время как закон о СМИ четко указывает, что отказать можно лишь в том случае, если информация составляет государственные секреты, коими сведения о больных не являются.

Отказ также должен быть оформлен письменно, с указанием на тот пункт закона о государственных секретах, на основании которого он дан.

Если редакция считает, что отказ дан незаконно, его можно обжаловать у вышестоящего органа или должностного лица, либо в суде в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Обжалованию подлежит неправомерный отказ в предоставлении информации, если чиновник

-        не отвечает;
-        даёт неполную или искаженную информацию;
-        необоснованно просит об отсрочке;
-        необоснованно отказывает в предоставлении информации.

Если редакция все же обратилась в суд, то она должна сама доказать вину чиновника. Порядок рассмотрения в суде жалоб на действия со стороны государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, подробно регламентирован в главе 27 Гражданско-процессуального кодекса РК. Если суд встанет на сторону СМИ, то он обяжет чиновника предоставить информацию, однако, скорее всего, она будет уже не нужна. Отметим, что журналисты редко обращаются в суд, тем самым создавая государственным органам комфортные условия, в которых их противоправная деятельность зачастую остается безнаказанной.

Здесь же следует отметить, что, несмотря на долгий процесс судебного разбирательства, СМИ иногда может быть выгодно затеять иск. Можно обосновать, что из-за отказа чиновника, например, не состоялся показ телепередачи, в которой намечалось размещение рекламы. Но так как информация не была получена, передача показана не была, а значит, не получены деньги за рекламу. Налицо упущенная выгода, которую СМИ может потребовать компенсировать.

Между тем ответственность чиновника за непредоставление информации касается не только его отношений со СМИ, но и с любыми гражданами. Так, в соответствии со ст. 84 КоАП «Отказ в предоставлении гражданину информации» «неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, а равно неправомерное отнесение общедоступной информации к информации с ограниченным доступом – влечет штраф на должностных лиц в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей (МРП)».

В отличие от российского законодательства, у нас нет ответственности за несвоевременность предоставления информации.

Но если статья 84 касается всех граждан, то статья 347 КоАП касается именно СМИ: «Дача заведомо ложных сведений и материалов средствам массовой информации, влечет штраф на физических лиц в размере до пятнадцати, на должностных лиц – в размере до двадцати пяти месячных расчетных показателей». Интересно, что раньше это положение в несколько иной редакции содержалось в Уголовном кодексе. Существоваластатья 154, которая называлась «Отказ в предоставлении гражданину информации». Несколько лет назад она была исключена. В ней говорилось: «Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет». С точки зрения гуманизации уголовного права подобный перенос оправдан, но с точки зрения журналистики данное положение следовало оставить в Уголовном кодексе, чтобы чиновник чувствовал серьезность ситуации, если он отказывает СМИ в получении информации.

Вместе с тем в Уголовном кодексе все же есть нормы, которые следует привести в контексте изучаемой проблемы. Речь идет о ст. 155 УК РК:

«1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно с применением насилия или угрозы его применения, наказывается исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Юристы отмечают, что общественная опасность такого преступления выражается в нарушении свободы слова и печати. Препятствуя законной профессиональной деятельности журналиста, виновный посягает на указанные права и свободы. Под воспрепятствованием следует понимать создание помех или препятствий для законной деятельности журналиста. «Принуждение заключается в незаконном психическом или физическом воздействии на журналиста. Чаще всего принуждение осуществляется путем угроз. Дача журналисту совета не публиковать ставшие ему известными сведения состава рассматриваемого преступления не образуют»[2].

В связи с вышесказанным можно сделать несколько замечаний:

-        предусмотренный законом максимальный срок задержки в один месяц на первый взгляд может показаться чрезмерным. Ведь для ежедневных газет подобные сроки получения информации неприемлемы. Справедливости ради нужно отметить, что если журналист предполагает, что его запрос требует особой подготовки, ему следует позаботиться заранее;
-        сложность представляет отсутствие единых требований к оформлению запроса. Практика показывает, что для некоторых государственных органов достаточно факса с вопросами. Другие структуры согласны на получение электронного письма. Так, Управление здравоохранения г. Алматы даже регистрирует обращения граждан, приходящие по электронной почте через интернет-сайт в общем отделе Департамента здравоохранения в день поступления. А некоторые чиновники требует обязательного письменного официального запроса, оформленного на официальном бланке СМИ с печатью и за подписью главного редактора. Такое разнообразие рождает множество проблем. Третий способ, хотя и самый надежный для самого журналиста (есть доказательство, что запрос поступил: регистрация входящей корреспонденции в канцелярии), но он очень неудобен. Самым современным и удобным выглядит решение управления здравоохранения;
-        если в ответе незаконно отказано, то некоторые юристы предлагают обращаться не в суд, так как это очень долго, а в прокуратуру, которая реагирует на факт нарушения законности гораздо быстрее;
-        в законе не указано, о каких днях идет речь во время рассмотрения запроса. А. Рихтер в своей книге пишет, что это календарные дни. Однако, скорее всего, имеются в виду рабочие дни.

Открытое письмо. Это специфический жанр публичных выступлений в прессе, получивший широкое распространение в XX веке. Обычно это обращение к обладающему властью лицу или группе лиц с требованием, просьбой, сообщением фактов или мнения подписантов по общественно значимому вопросу, либо обращение к широкой публике с целью привлечь ее внимание. Открытые письма, как правило, публикуются в общедоступных печатных СМИ с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены.

Фактически, мы можем считать открытое письмо одной из форм запроса, хотя она не в полной мере соотносится с Законом о СМИ. Читая закон, мы должны обратить внимание на то, что обращение должно поступить «в государственный орган». Нет формулировки «когда государственный орган ознакомится», «когда государственному органу станет известно об обращении». Нет, стоит предлог «в», который все же предполагает, что запрос должен поступить не косвенно (через газету), а напрямую. Справедливость этого утверждения доказывается и тем, что при публикации открытого письма может не сработать механизм, прописанный в законе. А именно, с какого момента отсчитывать три дня для ответа? С момента выхода газеты с открытым письмом в продажу? С момента, как о письме станет известно чиновнику, которому оно адресовано? А как зафиксировать это время для отсчета? Вместе с тем следует отметить, что через  открытое письмо зачастую гораздо более действенна форма запроса, нежели через обычное обращение, так как оно получает публичную огласку. Открытые письма можно разделить на несколько категорий:

-        письмо редакции лицу или группе лиц;
-        письмо читателей лицу или группе лиц посредством СМИ;
-        письмо, адресованное самой редакции.

Таким образом, что существует множество юридических тонкостей и особенностей в процедуре получения СМИ информации. Только полная информированность как журналистов, так и чиновников об их правах и обязанностях может сформировать культуру отношений СМИ и государственных учреждений.

Вопросы для самостоятельно работы с источниками:

  1. Какова структура и каковы функции пресс-службы госорганов?
  2. Приведите примеры использования открытых писем, за которыми последовала реакция общества или властей.
  3. Что подразумевается под гуманизацией уголовного права?
  4. Что подразумевается под понятиями media relations?
  5. Назовите основные проблемы в отношениях чиновников и журналистов.



[1] Российский закон о СМИ наряду с госорганами обязывает и общественные объединения предоставлять информацию средствам массовой информации.
[2] Комментарий к УК РК, с. 373

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.