12. Авторское право и СМИ

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Интеллектуальная собственность. Это понятие в своем первоначальном виде появилось в юриспруденции и поныне широко используется в ней, обозначая в самом широком аспекте объекты авторского и патентного права. Сразу же оговоримся, что патентное право нас фактически не интересует, поскольку журналисты ничего не изобретают.

Нужно отметить, что формирование данной концепции – результат длительного исторического развития правовой мысли – развития, длившегося, по мнению некоторых исследователей, пять с лишним тысяч лет. Именно к 3200 г. до н. э. относятся первые индивидуальные эмблемы гончаров, найденные в древнеегипетских гробницах, – факт, свидетельствующий о возможности наличия в тот период торговой марки и потенциальных средств ее защиты[1].

Нас интересует авторское право по двум причинам. С одной стороны, журналист создает произведения и необходимо защитить его права. С другой – журналист при создании произведения использует чужие произведения, а значит, он должен знать, каким образом не ущемить права их авторов.

Источники. Авторское право в Казахстане регулируется Конституцией, которая гарантирует свободу творчества, а также Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Этот документ был принят в 1996 году. До появления специального закона авторское право регулировалось гражданским законодательством. И сейчас в особенной части ГК РК (ст. 961 – 1037) есть раздел «Интеллектуальная собственность».

Объекты авторского права. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. Таким образом, закон в равной степени защищает права выдающегося писателя и блоггера-графомана. Причем неважно, было ли это произведение обнародовано, то есть публично показано, или нет.

Объектами авторского права не являются официальные документы (законы, судебные решения и т.п.), государственные символы и знаки (флаги, гербы, дензнаки), а также произведения народного творчества. Их можно использовать без получения разрешения авторов и выплаты гонорара. Искажение государственных символов влечёт за собой уголовное наказание.

Новизна. Для того чтобы произведение охранялось авторским правом, оно должно быть новым, оригинальным. Главный принцип закона заключается в том, что если создано новое произведение, то оно должно защищаться авторским правом.

Объективная форма. Произведение не будет защищено, если оно не имеет объективной формы:

1) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и тому подобное);
2) устной (публичное произнесение, публичное исполнение и тому подобное);
3) звуко- или видеозаписи (механической, цифровой, магнитной, оптической и тому подобной);
4) изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино, теле-, видео- или фотокадр и тому подобное).

Таким образом, идеи в чистом виде правом не защищаются. Поэтому журналисту не рекомендуется рассказывать о содержании материала, о выводах, к которым он пришел, пока он не облечет их в объективную форму. Интересно, что некоторые исследователи говорят не об объективной, а о материальной форме. Тем самым они исключают устное публичное исполнение произведения. Видимо, это связано с тем, что пока устное произведение не зафиксировано на каком-либо материальном носителе, его защита составляет довольно сложную задачу.

Возникновение авторского права. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуются регистрация произведения, иное специальное оформление произведения или соблюдение каких-либо формальностей.

Для оповещения о своих исключительных имущественных правах автор и (или) правообладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «с» в окружности[2];
2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
3) года первого опубликования произведения.

Автор для свидетельства личных неимущественных прав на необнародованное произведение, а также правообладатель для подтверждения обладания исключительными имущественными правами на произведение в любое время в течение срока охраны авторского права либо действия соответствующих договоров вправе зарегистрировать их в официальных реестрах. Регистрация осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Автор произведения. По казахстанскому закону автором может выступать только физическое лицо. При отсутствии иного доказательства автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Также при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Отметим, что автор обладает имущественными и неимущественными правами, а которых речь пойдет ниже.

Соавторство. Если, скажем, статья написана коллективным творческим трудом двух или более лиц, то права принадлежат авторам совместно. Причем неважно, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Но при этом часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Например, фотограф и журналист вместе делают репортаж с места проведения забастовки. Опубликовав совместную статью, они считаются соавторами. Но при этом текст статьи может жить без фотографий, равно как и фотографии без текста. В этом случае фотограф может использовать свои фотографии в другом издании, если нет особой договоренности с корреспондентом.

Но предположим, что корреспондент написал статью, а дизайнер подготовил инфографику, полностью завязанную на данных, выводах и содержании статьи. В этом случае мы имеем дело с неразрывным произведением, так как инфографика бессмысленна без текста статьи. Предположим, что дизайнер решил опубликовать свои работы вкупе с текстом статьи в сборнике на продажу. Корреспондент не может без достаточных оснований запретить это делать, так как дизайнер является соавтором произведения.

Неимущественные права автора:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);
2) право указывать вместо подлинного имени автора псевдоним или отказаться от указания имени, то есть анонимно (право на имя);
3) право на неприкосновенность произведения, включая его название, противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а также любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора (право на защиту репутации автора);
4) право на открытие доступа к произведению неопределенному кругу лиц (право на обнародование).

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения.

Имущественные права:

1) воспроизводить произведение (право на воспроизведение). Это право на повторное использование выпущенного в свет произведения в неизменном виде. Любое повторное издание произведений и т. п. должны осуществляться с согласия автора и с заключением авторского договора[3].
2) распространять оригинал или экземпляры произведения любым способом: продавать, менять, сдавать в прокат (внаем), совершать иные операции (право на распространение).
3) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав (право на импорт);
4) публично показывать произведение (право на публичный показ);
5) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
6) публично сообщать произведение (сообщать произведение для всеобщего сведения), включая сообщение в эфир или по кабелю (право на публичное сообщение);
7) сообщать произведение в эфир, включая первое и (или) последующее сообщение в эфир для всеобщего сведения (право на сообщение в эфир);
8) сообщать произведение по кабелю, включая первое и (или) последующее сообщение по кабелю для всеобщего сведения (право на сообщение по кабелю);
9) переводить произведение (право на перевод);
10) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
11) доводить произведение до всеобщего сведения (право на доведение до всеобщего сведения).

В любом случае использования этих прав другим лицом автор может рассчитывать на гонорар. Например, если журналист пишет фельетон, на основании которого впоследствии пишут либретто или сценарий, он имеет право на вознаграждение. Неимущественные права принадлежат автору в течение всей жизни, а после смерти они передаются наследникам на 70 лет. После этого произведение становится общественным достоянием, его может использовать любой без выплаты гонорара.

Авторство аудиовизуальной продукции. Понятно, кто автор журнальной статьи, но кто является автором телепередачи? Ведь это коллективный труд. Наше законодательство определяет пять категорий лиц, которые обладают правами на аудиовизуальное произведение:

1)      автор сценария;
2)      автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор);
3)      режиссер-постановщик;
4)      оператор-постановщик;
5)      художник-постановщик.

Это очень важно, поскольку на практике авторы нередко не знают этих нюансов, поэтому не придают значения тому, как называться в документах или титрах. Однако если режиссер-постановщик обозначит себя автором идеи или автором фильма, то юридически он теряет возможность иметь права на свое же произведение.

Использование произведений. Не нужно думать, что авторское право защищает только автора. Оно также защищает права общества пользоваться интеллектуальной собственностью, а иначе в ней было бы мало смысла. Например, разрешается частично копировать, просматривать или прослушивать произведение в личных целях. При этом автора об этом извещать не нужно, равно как и платить гонорар. Это разрешение не распространяется на копирование произведений архитектуры, баз данных, компьютерных программ, нотных текстов и полных текстов книг (ст. 18 Закона об авторском праве). Есть и другие случаи, когда произведением можно пользоваться без согласия автора (ст. 19).

Учебные цели. Можно использовать произведения или их отрывки в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко-, видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Например, в учебнике по фотожурналистике можно использовать примеры выдающихся фоторабот. Либо же студент может использовать в своем докладе анализ, сделанный в статье аналитического журнала. Естественно, с указанием ссылки.

Разрешается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Особое внимание следует обратить на фразу «оправданный целью цитирования». Если вы решите в качестве цитаты использовать всю статью другого журналиста, то такой объем, скорее всего, не будет оправдан целями цитирования. Правомерность использования объемов цитирования устанавливает суд.

В газетах (не в журналах) можно публиковать целые статьи, без выплаты гонорара автору. Это же, кстати, касается и передачи сообщений в эфир или по кабелю. Для этого нужно соблюсти два условия:

-        материалы должны быть по текущим вопросам, касающихся политических, экономических, социальных и религиозных вопросов;
-        если такое использование не запрещено автором.

Следует пояснить два этих пункта. Обратим внимание на словосочетание «текущие вопросы». Тема статьи должна быть актуальной, свежей. Кроме этого, публикация целой статьи возможна, только если она соответствует указанной тематике. Так, статью О. Сулейменова о литературе без его согласия и без выплаты ему гонорара публиковать в газете нельзя, а вот его статью о современном состоянии экономики Казахстана можно. Также не должно существовать запрета автора на такую публикацию. Но чаще всего газеты и журналы указывают, что перепечатка без согласия редакции запрещена.

Письма читателей. Статья 17 ЗоСМИ устанавливает, что при публикации читательских писем допускаются сокращение и редактирование их текста, не искажающие смысла его содержания. Исходя из смысла данной статьи, не требуется ни заключения авторского договора с автором письма, ни выплаты соответствующего вознаграждения. Возможно, это связано с тем, что письма в подобном случае рассматриваются не в качестве авторских произведений, а скорее в качестве информационных сообщений.

Закон исходит из того, что, направляя письмо в редакцию, автор уже заранее согласен на его публикацию. В связи с этим не требуется согласия автора ни на редактирование текста письма, ни на его публикацию. При этом редакторская правка не должна искажать изначальный смысл письма. Кроме того, если в письме не содержится просьбы о сохранении анонимности автора либо опубликовании письма в неизменном виде, то редакция может по своему усмотрению разместить письмо в СМИ в полном или сокращенном виде, с указанием автора или без такого указания[4].

Служебные произведения. Важным положением Закона «Об авторском праве и смежных правах» является норма о так называемых «служебных произведениях». Под служебными закон понимает такие произведения, которые были созданы автором в порядке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию работодателя. Получается, что так как журналист пишет по заданию редакции, значит, все его статьи являются служебным произведением. Какие же права на статьи имеет работодатель, а какие корреспондент?

В Казахстане, если в договоре между автором и работодателем ничего про имущественные права на служебное произведение не прописано, то они автоматически отходят работодателю. Например, если корреспондент (или команда) по заданию редакции телеканала снял репортаж, то все имущественные права на него принадлежат телеканалу. Администрация имеет право продавать его, изменять его, преображать без разрешения автора и без уплаты ему дополнительных гонораров. При этом в законе сказано, что имущественные права будут сохраняться за работодателем 10 лет, если он не согласен на уменьшение срока. То есть спустя 10 лет после создания служебного произведения, имущественные права на телерепортаж корреспонденту вернутся.

Интересно, что в российском законодательстве о сроках ничего не говорится, поэтому права на произведения журналистов всех видов СМИ принадлежат работодателю бессрочно, если иного не указано в договоре

Одинаковы ли условия для всех видов СМИ, работает ли вышеописанная схема в газете? В случае с периодическими изданиями ситуация обстоит несколько иначе. Дело в том, что на основании п. 5 ст. 14 «на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения настоящей статьи не распространяются». Дается ссылка на п. 2 ст. 11, в которой сказано: «Издателю, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом». Таким образом, пишущий журналист сохраняет исключительные права на свои статьи, если иного не оговорено договором с работодателем.

Интервью как объект авторского права. Такой жанр, как интервью создает с позиций авторского права некоторые трудности. Дело в том, что непонятно, кто является автором произведения. Только ли журналист или это соавторство корреспондента и собеседника?

Трудно спорить, что публичные ответы лица, занимающегося творческим трудом, являются результатом творческой деятельности. Ведь они носят отпечаток личности автора, их следует отнести к литературным произведениям, выраженным в устной форме. Они представляют собой не просто ответы на вопросы – в них выражено мнение выступающего лица, обработанное его творческим воображением. В данной ситуации надо заметить, что, с одной стороны, публичность, а с другой – творческий статус отвечающего заставляют его каждый раз стремиться к оригинальности и афористичности ответов.

В Законе об авторском праве этот вопрос никак отдельно не регламентируется. Поэтому мы можем лишь рассматривать доктринальное право. И в этом смысле в юридической науке сложилось мнение, не особо благоприятное для журналиста: авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу, проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Но так считают не все юристы. Например, А. Рихтер в своей книге «Правовые основы журналистики» пишет: «Журналист работает творчески – обрабатывает ответы интервьюируемого, придумывает и продумывает вопросы. Поэтому все (подчеркиваем – все!) авторские права должны принадлежать журналисту, и только журналист вправе рассчитывать на гонорар или иное вознаграждение за проведение интервью. Из этого следует и то, что интервьюируемый не вправе ограничивать каким бы то ни было образом распространение этого интервью в средствах массовой информации. Человек, который отвечал на вопросы представителя прессы (если, конечно, он был в здравом уме и рассудке), безусловно, понимал, что даёт интервью журналисту и делает это не для того, чтобы удовлетворить его личное любопытство, а для того, чтобы впоследствии это интервью было опубликовано и распространено. Соглашаясь на интервью, источник информации тем самым «авторизует» свои высказывания в смысле пункта 3 статьи 21 Закона о СМИ. Поэтому никакого получения согласия на публикацию или согласования ответов на случай, если интервьюируемый вдруг изменит свою точку зрения или захочет по-другому изложить свою позицию, со стороны журналиста не требуется». Однако другие авторы считают, что использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью. Данная проблема становилась предметом дискуссий на различных конференциях[5]. В русле второй позиции развивается украинское право. В данном контексте следует упомянуть об изменении, внесённом в сентябре 2001 года в статью 13 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». В её новой редакции говорится, что «соавторами интервью являются и журналист, и интервьюируемый», их отношения определяются договором, а гонорар делится пополам. Опубликование интервью без согласия человека, который его давал, является незаконным. По мнению украинских журналистов, эта статья вступает в противоречие с Законом Украины «Об информации» (1992), в котором говорится, что должностные лица обязаны информировать население о своей деятельности. Поэтому, считают работники прессы, составлять с чиновниками договор и делиться гонораром нет оснований.

Авторское право на новостное сообщение. В ст. 8 Закона «Об авторском праве» отмечено, что «сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер», не являются объектами авторского права. Это связано с тем, что новость без какого-либо комментария в чистом виде не обладает таким свойством, как «оригинальность». А потому такие сообщения авторским правом и не защищаются. Интересно, что информационные агентства считают по-другому. Так, на сайте информагентства Kazakhstan today есть раздел, посвященный авторскому праву на материалы, в котором сказано: «Авторские права на все материалы Информационного агентства Kazakhstan Today принадлежат ТОО «Kazakhstan Today Media Group» и охраняются в соответствии с законодательством РК об авторских и смежных правах»[6]. Для того чтобы оценить корректность данного тезиса, следует обратить внимания на то, что такое информационное агентство. Ранее мы уже отмечали, что на основании Закона о СМИ это «зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера». Таким образом, информагентство распространяет сообщения и материалы информационного характера. Из всего вышесказанного следует, что информагентство не обладает авторскими правами на свои сообщения. Однако не следует забывать, что при использовании таких материалов необходима обязательная ссылка на информационное агентство, а также они  должны сопровождаться его названием и датой выпуска.

Ответственность за нарушение авторских прав закреплена в ст. 49 «Защита авторских и смежных прав». Знать об этой ответственности для журналиста необходимо, поскольку в казахстанской (и не только) журналистике проблема плагиата существует достаточно серьезно. Если авторские права журналиста нарушены, то их защита осуществляется судом путем:

1) признания прав;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав;
6) выплаты компенсации в сумме от двадцати минимальных размеров заработной платы до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством Республики Казахстан. Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
7) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Указанные в подпунктах 4), 5), 6) настоящей статьи меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

Напомним, что кроме восстановления авторства и прочего потерпевший на основании Гражданского кодекса может требовать выплаты компенсации морального вреда. Уголовный кодекс РК в ст. 184 «Нарушение авторских и смежных прав» предполагает, что «присвоение авторства или принуждение к соавторству, если это деяние причинило значительный ущерб автору или иному правообладателю или существенный вред их правам или законным интересам, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев либо привлечением к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет». А по Закону о СМИ в результате нарушения прав авторов, суд может прекратить распространение издания или программы.

Авторское право для журналиста необходимо не только, чтобы защитить свои интересы, но и для того, чтобы избегать нарушения чужих прав.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками::

  1. Что из себя представляет авторский договор?
  2. Что такое авторское предложение?
  3. Существует ли проблема плагиата в Интернете и как она решается в разных странах?
  4. Каким образом формируется размер гонорара за работу журналиста? Что такое авторский гонорар?
  5. Чем отличаются «авторский», «печатный» и «учетно-издательский» листы?



[1] Орехов А. М. Интеллектуальная собственность: опыт социально-философского и социально-теоретического исследования. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – С. 53.
[2] ©
[3] Словарь-справочник автора./ Сост. Л. А. Гильберг и Л. И. Фрид. – М.: Книга, 1979.
[4] Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие – М.: Дашков и К., 2008. – С. 49.
[5] Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие – М.: Дашков и К., 2008.
[6] Авторские права на материалы информационного агентства «Kazakhstan Today» от 23.01.2009, http://www.kt.kz/?lang=rus&uin=1232694954&chapter=1232694982

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.