7. Тайны и секреты

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Ограничение доступа к информации. Ранее мы говорили о том, что в Казахстане журналисты имеют больше прав на доступ к информации, нежели остальные граждане. Повторим, что последние могут запрашивать информацию и документы, которые прямо касаются их прав и интересов. Тогда как журналист имеет право получить сведения любого характера. Конечно, государственный орган может отказать в разглашении некоторой информации, но единственным основанием для этого может служить факт, что требуемые корреспондентом данные относятся к государственным секретам.

Это абсолютно нормально, когда интересы государственной безопасности ставятся выше, чем право на свободу слова. Это международная практика, и с этим никто не спорит. Другое дело, что чиновники могут отказать в предоставлении информации, сославшись на то, что такие данные относятся к государственным секретам. Эту возможность законодатель попытался устранить, указав в ст. 20 Конституции, что перечень сведений, относящихся к государственным секретам, должен быть закреплен в законе.

 Таким актом является принятый в 1999 году Закон «О государственных секретах». В нем указано, что государственный секрет состоит из государственных, военных и служебных тайн.

К государственной тайне относится информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов Республики Казахстан. Такой информации присваиваются ограничительные грифы «особой важности» и «совершенно секретно».

К военной тайне относится информация военного характера, разглашение которой может нанести ущерб Вооруженным Силам РК. Информации, составляющей военную тайну, присваиваются ограничительные грифы «совершенно секретно» и «секретно».

К служебной тайне относится информация, разглашение которой может оказать отрицательное воздействие на обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы Казахстана. Такая информация обычно представлена в виде отдельных данных, входящих в состав информации, составляющей государственную или военную тайну, и не раскрывает ее в целом. Информации, составляющей служебную тайну, присваивается ограничительный гриф «секретно».

Таким образом, в законе перечисляются сведения, которые относятся к государственным секретам в военной области, в области экономики, образования, науки и техники, сведения во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, а также сведения в сфере разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности. И если чиновник отказывает в предоставлении информации, он обязан указать, на основании какого пункта закона о госсекретах он действует. Сложность заключается в том, что если большинство пунктов четко указывают, какие сведения относятся к тайне, то некоторые очень расплывчаты. Сравните:

-        «сведения о развитии, численности, боевом составе или количестве войск»
-        «сведения, раскрывающие существо новейших достижений в области науки и техники, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий».

Первый пункт четко определяет, какие данные относятся к секретам. Тогда как вторая формулировка может вбирать в себя множество значений. Нечёткость этой фразы может привести к тому, что практически любая статья в газете или журнале, описывающая научно-конструкторские, исследовательские и т.п. проекты и достижения Казахстана (которые, конечно, имеют значение и для безопасности государства, а также могут иметь важное оборонное значение) может нарушить законодательство о государственной тайне. Таким образом, журналист, который периодически пишет о новинках науки и техники чаще остальных рискует разгласить секретные сведения. Либо ему чаще, чем остальным собратьям по перу, могут отказать в предоставлении информации, сославшись, что та или иная разработка относится к гостайне.

Интересно отметить и те сведения, которые засекречивать запрещено:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;
4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;
5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;
6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;
7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных статьей 14 закона о государственных секретах.

Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственные секреты, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке.

Коммерческая, служебная и профессиональная тайны. Сведения, к которым журналист может не получить доступ, не ограничиваются государственными секретами.

Во-первых, следует сказать о коммерческой тайне, к которой относят информацию, имеющую коммерческую ценность.

Коммерческая тайна отличается от служебной тем, что последней располагают госучреждения.

Ею могут владеть как физические, так и юридические лица – главное, чтобы они занимались коммерческой деятельностью. Отметим, что такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Если же журналист разгласил такую информацию, в таком случае на основании ст. 126  ГК РК потерпевшее лицо может требовать возмещения ущерба.

В ст. 21 Закона «О защите и поддержке частного предпринимательства»[1] говорится, что коммерческой тайной являются сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя, разглашение (передача, утечка) которой может нанести ущерб его интересам. Учитывая все вышесказанное, коммерческая информация должна одновременно соответствовать трем требованиям:

1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) к информации нет доступа третьим лицам на законном основании;
3) обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сложность для журналиста заключается в том, что предприниматель волен сам решать, какая информация является коммерческой тайной. В отличие от государственных секретов четкого списка сведений здесь не предусматривается. При интервьюировании представителя коммерческой компании желательно вести диктофонную запись или переписываться, чтобы впоследствии журналисту не могли предъявить претензии по разглашению коммерческой тайны. Ведь если есть доказательства, что компания сама поведала о тех или иных сведениях, исчезает третий признак коммерческой информации (не соблюдены меры по охране). В противном случае, если компания докажет, что СМИ распространили сведения, относящиеся к коммерческой тайне, она будет иметь возможность компенсировать как причиненные убытки (возможно, и упущенную выгоду), так и моральный ущерб. А если сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществлялся с помощью подкупа, угроз, похищения документов, наступает ответственность по ст. 200 УК РК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну».

Помимо этого, существует ряд законов, регулирующих вопросы охраны отдельных видов профессиональных тайн:

-        банковская тайна (ст. 745 ГК РК и ст. 50 Закона РК «О банках и банковской деятельности в РК» (статья 50);
-        тайна страхования (ст. 830 ГК РК);
-        адвокатская тайна (ст. 18 Закона РК «Об адвокатской деятельности»);
-        медицинская тайна (ст. 12 Закона РК «О браке и семье», ст. 95 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», ст. 5 Закона РК «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);
-        аудиторская тайна (ст. 17 Закона РК «Об аудиторской деятельности»);
-        тайна нотариуса (ст. 3 Закона РК «О нотариате»). Она представляет собой сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;
-        тайна актов гражданского состояния, например, тайна усыновления, рождения и проч. Тайна национальности и религиозная тайна (ст. 19 Конституции РК).

Необходимо отметить, что СМИ или журналист понесут ответственность за незаконный сбор информации и разглашение таких тайн, как государственные секреты, коммерческая, личная и семейная тайна и т. д., а ответственность за разглашение профессиональной тайны будет нести лицо, которому тайна была доверена по долгу службы и которое обязано было ее сохранить.

Ответственность журналиста за распространение секретной информации. Бывает достаточно трудно определить, являются ли те или иные данные государственной тайной. И это даже при том, что их список вроде бы четко прописан. Однако некоторые, как мы отметили выше, достаточно расплывчаты. Поэтому во многих странах журналист, если он сомневается, можно ли распространять те или иные данные, консультируется с государственными органами[2]. Важной проблемой для СМИ является проблема ответственности за распространение охраняемой законом информации. Даже законопослушному и лояльному по отношению к власти журналисту иногда не под силу разобраться в уровне конфиденциальности сведений, которые он хочет распространить.

Но вот любопытный вопрос:  кто должен нести ответственность за разглашение государственных секретов? СМИ, распространившее их? Или государственный орган, допустивший утечку? Если говорить о казахстанской практике, то пример судебного процесса над главным редактором газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазаном Есергеповым[3] показывает, что ответственность будут нести СМИ.

Вместе с тем следует подробнее остановиться на другой концепции, в соответствии с которой отвечать за разглашение государственной тайны может только секретоноситель, т.е. человек, официально получивший доступ к секретным сведениям и добровольно давший обязательство их не разглашать. В этом случае судить за обнародование секретной информации следует лишь военнослужащих, сотрудников спецслужб, работников секретных предприятий и других лиц, имеющих «допуск по форме №1, 2 или 3», получающих надбавку к зарплате «за секретность» и давших соответствующие подписки о неразглашении. Эту концепцию более детально разберем чуть ниже, а пока проиллюстрируем положения НПА, устанавливающие ответственность.

Статья 172 УК РК «Незаконное получение, разглашение государственных секретов»:

1. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иным незаконным способом при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
2. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло наступление тяжких последствий, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

По этому поводу нужно привести комментарий специалистов. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, влечет за собой ответственность по данной статье, если в деянии виновного отсутствуют признаки государственной измены или шпионажа. Это означает, что у виновного при сборе сведений, составляющих государственные секреты, не устанавливается наличие цели подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК или цели передачи указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или ее представителям[4].

Часть 2 ст. 172 УК РК предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение определяется как «сообщение о чем-нибудь». В законе «О государственных секретах» в ст. 1 указано, что под разглашением государственных секретов понимается сообщение, передача, предоставление, публикация, пересылка, или доведение сведений другим любым способом до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними. Таким образом, под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственные секреты, при котором они становятся достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой им работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям, составляющим государственную тайну[5].

Разглашение может быть совершено как действием, так и как бездействием. Путем действия разглашение совершается, например, в доверительном разговоре, публичном выступлении, утрате неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну.

Путем бездействия разглашение может быть совершено, например, при непринятии мер к маскировке режимного объекта, оставлении виновником документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица; несоблюдение требований по охране, передаче, пересылке, транспортировке документов, грузов, изделий, материалов и т. д.[6]

Текст статьи очерчивает круг лиц, способных узнать и распространить секретные сведения. Это лица, которым секреты были доверены или стали известны по службе или работе. С теми, кому секреты были доверены, все понятно: они получили к ним доступ, подписав документы о неразглашении. Просто все и со статусом тех, кому секреты известны по службе: должностные лица, чья работа предполагает вне зависимости от их желания обязательное ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну (например, Президент или члены парламентского комитета по безопасности). Очевидно, что журналисты, за исключением, возможно, работников армейских и флотских СМИ, совмещающих журналистскую деятельность с должностью, предусматривающей допуск к государственной тайне, к этим лицам не должны относиться[7].

Но третий вид субъектов – те, кому эти сведения стали известны по работе, – интересен для нас, так как не вполне понятно, кто подразумевается. Получается, что если любой человек во время работы узнал государственные секреты, то он при известных обстоятельствах должен нести ответственность по статье 172 УК РК. Но ведь сюда можно отнести и журналистов, которые добывают сведения именно в рамках своей профессиональной деятельности. Однако главная задача журналиста – информировать общество. Для этого ему необходимо искать сведения – в этом и состоит его работа.

Вместе с тем есть причины сомневаться в том, что законодатель вкладывал именно этот смысл. Российский юрист Ф. Д. Кравченко в связи с этим предлагает наглядное сравнение: человек идет по улице и находит документ, содержащий государственную тайну. Он не выполняет в этот момент своих рабочих, служебных обязанностей и потому в случае разглашения этих сведений не будет подлежать ответственности по статье 172. Другая ситуация: дворник подметает улицу, т.е. исполняет свои обязанности. Если в этот момент он находит подобный документ и разглашает содержащиеся в нём сведения, то можно ли обвинить его в совершении уголовного преступления? Видимо, все-таки законодатель имел в виду работников, которые трудятся, например, на военном предприятии.

Все же правильнее было бы возложить ответственность именно на секретоносителя, поскольку журналист лишь выполняет свою работу – рассказывает обществу о тех сведениях, которые стали ему известны, и которые, как ему кажется, имеют для общества значение.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

  1. Приведите реальные примеры, когда журналист разгласил коммерческую тайну.
  2. Каковы признаки государственной измены?
  3. Найдите материалы «за» и «против» по делу Рамазана Есергепова.
  4. Кто несет ответственность за распространение секретных материалов в США?
  5. В паспорте гражданина РК указывается национальность. Является ли это нарушением? Обоснуйте свою позицию.



[1] Утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31.01.2006 № 124-3.
[2] Подробнее см. А. Рихтер. «Правовые основы журналистики», 2009.
[3] Казис Тогузбаев. «Независимый журналист Рамазан Есергепов всё-таки отправится на три года в тюрьму» – радио Азаттык/http://rus.azattyq.org/content/Kazakhstan_taraz_ramazan_esirgepov_court/....
[4] Комментарий к Уголовному кодексу РК. Общая и особенная части./ Под общей редакцией И. Ш. Борчашвили. Изд. 2-е. – Алматы: Жети Жаргы, 2007. – 992 с. (с. 405)
[5] Там же, стр. 406.
[6] Там же, стр. 407.
[7] А. Рихтер. «Правовые основы журналистики», 2009.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.