8. Аккредитация журналиста
Процедура аккредитации существует в различных сферах, в том числе и в медийной. Это слово происходит от латинского acredere, что значит «оказывать доверие». Другими словами, организация оказывает журналисту доверие, допуская его к проводимым мероприятиям. Говоря же юридическим языком, аккредитация – это процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией. Считается, что она нужна для журналистов, специализирующихся на конкретной тематике. Например, журналист пишет об экологии, и для того, чтобы легко получать доступ к информации, его могут аккредитовать в соответствующем органе. Также аккредитация нужна в тех случаях, когда необходимо упорядочить доступ журналистов к событиям или заседаниям. Скажем, чрезвычайно важные мероприятия интересны всем СМИ, но помещение может вместить не всех. В таком случае аккредитация позволяет более удобно организовать доступ СМИ к информации. Конечно, неаккредитованный журналист также имеет возможность присутствовать на заседании и получить его протоколы, однако сделать это будет гораздо сложнее.
Отметим, что право журналиста получить аккредитацию в организации не означает обязанность его аккредитовать. Закон гласит, что журналист может аккредитоваться в организации, но в любой ли? Разумеется, что частные организации (компании, фирмы) могут организовать аккредитацию, но они не обязаны этого делать. На практике аккредитация частной компанией означает согласование с редакциями количества приглашаемых журналистов. Например, фирма устраивает благотворительный вечер. Аккредитация в этом случае поможет выяснить организаторам, сколько будет гостей, а также в каких СМИ можно ждать публикации материала. При этом частные компании не утверждают правила аккредитации – они вольны провести процедуру так, как им это удобно.
Порядок аккредитации.А вот государственные органы имеют четкое предписание, как должна проходить эта процедура. В ст. 4-3 Закона о СМИ сказано, что правила аккредитации утверждает уполномоченный орган. И хотя в настоящее время СМИ занимается скорее Министерство информации и связи, действующими являются правила об аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или иных организациях, утвержденные приказом и.о. министра культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 5 января 2000 года[1].
Закономерно возникает вопрос: обязан ли государственный орган аккредитовать журналиста? Прямого ответа нет, однако анализ правил позволяет утверждать, что обязан. Дело в том, что в документе четко указаны те случаи, когда в аккредитации может быть отказано:
- неправильно заполнено заявление;
- аккредитуемой организацией ранее выдано удостоверение об аккредитации данного журналиста, и оно имеет силу на момент поступления нового заявления;
- аккредитуемый журналист был ранее лишен аккредитации за нарушение правил аккредитации либо за распространение сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавшего его государственного органа или иной организации.
Таким образом, если нарушений нет, то у государственного органа нет оснований для отказа. Остановимся подробнее на том, как оформляется заявление на аккредитацию.
Для начала отметим, что журналист сам не аккредитуется – его аккредитует собственник СМИ или же редакция по поручению собственника. В поданном заявлении должно быть:
- название органа или организации, при которой аккредитуется журналист;
- название СМИ или агентства;
- местонахождение СМИ или агентства;
- организационно-правовая форма и название собственника СМИ или агентства, его местонахождение;
- номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет СМИ или агентства, выданного уполномоченным органом по делам средств массовой информации;
- фамилия, имя и отчество журналиста, его должность;
- служебный и домашний телефон журналиста СМИ или агентства;
- к заявлению прилагаются копия служебного удостоверения журналиста и две фотографии размером 3,5 х 4,5.
Права аккредитованного журналиста. В принципе, здесь все понятно за исключением пункта, требующего указать Ф.И.О журналиста. Ведь журналист может писать под псевдонимом, а возможность указать псевдоним в правилах отсутствует. Как конфликт будет разрешен на практике? Думается, что если бы в силе были правила от 2000 года, то ответ был бы очевиден. Согласно той редакции аккредитованный журналист мог распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под условным именем (псевдонимом). В нынешней же редакции раздел «Права и обязанности журналиста» исключен. Ранее журналист точно знал, какие права он имел:
- присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия[2];
- быть принятым должностными лицами аккредитовавшего его органа в связи с осуществлением своих служебных обязанностей;
- производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан;
- получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;
- осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию;
- проверять достоверность получаемой информации;
- обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;
- распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под условным именем (псевдонимом);
- отказываться от публикации материала за своей подписью, если аккредитовавшим его органом представлены материалы, противоречащие личным убеждениям журналиста;
- на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.
Современный вариант правил устанавливает, что «права и обязанности государственных органов и иных организаций, а также и аккредитованных журналистов регулируются законами Республики Казахстан, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права), а также соблюдения правил профессиональной и деловой этики». Возможно, такое изменение было введено, чтобы избежать дублирования положений, закрепленных в других НПА. Например, право осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию переходит из Конституции в Закон о СМИ. Такой подход оправдан, но не всегда. Например, ранее было точно известно, что журналист может вести фото- и видеосъемку. Конечно, это право прописано и в ЗоСМИ, но специалист в сфере конституционного права Алмат Габбасов считает, что в Казахстане сложилась практика, в соответствии с которой, если отсутствуют процедурные нормы, с помощью которых реализуются права, они фактически останутся нереализованными или решение вопроса будет осуществляться не в рамках легальной административной процедуры, а в неформальных отношениях[3]. Другими словами, еще раз прописать для чиновника права журналиста было бы не лишним. В связи с этим можно отметить, насколько благоприятнее российские правила аккредитации, в соответствии с которыми госорганы обязаны создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки[4]. Таких требований не было и в старой редакции казахстанских правил. Но какие же обязанности возлагаются на аккредитовавший орган?
Обязанности аккредитовавшего органа. В НПА предписаны три обязанности:
- Предварительно, не позднее трех дней, извещать аккредитованного журналиста о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях.
- Обеспечивать протоколами и иными документами на государственном и русском языках.
- Выдать аккредитованному журналисту удостоверение.
Срок аккредитации и случаи ее лишения. И если речь зашла об удостоверении, то следует отметить, что оно бывает двух видов. Постоянное удостоверение выдается на год с возможностью продления на тот же срок. Во временном же – указывается точный срок действия (максимум шесть месяцев).
Ранее мы указали, что журналист может лишиться доверия государственного органа, а вместе с ним и аккредитации. Это возможно лишь в том случае, если корреспондент распространит информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию аккредитовавшего его органа. Но здесь нужно подчеркнуть, что возможности аккредитоваться лишается именно журналист, а не СМИ целиком. Собственник или редакция по поручению собственника может аккредитовать при этом органе другого журналиста.
Аккредитация иностранного журналиста. На основании ст. 24 ЗоСМИ аккредитация представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов проводится Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Казахстан иностранных журналистов и других представителей иностранных средств массовой информации регулируются законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. На распространение продукции иностранных средств массовой информации, нарушающей Конституцию Республики Казахстан и нормы настоящего Закона, в судебном порядке налагается запрет.
Вопросы для самостоятельной работы с источниками:
- Что означает аккредитация в сферах дипломатии, образования, организации охраны труда; лабораторная аккредитация. В чем сходство института аккредитации во всех перечисленных сферах, а также в журналистике?
- Как организуется работа корпунктов за рубежом?
- Как и в каких случаях палаты Парламента могут объявить заседания закрытыми?
- Какие сложности организационного порядка могут возникнуть при аккредитации блоггера? Обратите внимание на оформление заявления.
- Приведите примеры, когда иностранные журналисты лишались аккредитации в результате их деятельности[5].
[1] Рассматриваются Правила по состоянию на 24 ноября 2005 г.
[2] Интересно, что случаи объявления заседания закрытым регламентированы только в отношении Парламента РК, например, в регламенте Мажилиса. В отношении иных органов четких правил не существует. Это создает определенную сложность, так как чиновники могут объявлять заседания закрытыми по своему усмотрению.
[3] А. Габбасов «Позитивная административная процедура: поиск новой парадигмы отношений между человеком и чиновником».
[4] А. Е.Воинов, В. К.Ефремова. Аккредитация в вопросах и ответах: Журналист в поисках информации/ сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов.3-е изд., испр. и доп. – Фонд защиты гласности / Центрально-Черноземный центр защиты прав СМИ. – М.: Изд-во «Галерия», 2001.
[5] Оттолкнуться можно от событий в Египте в 2011 году, когда власти страны лишили аккредитации журналистов канала «Аль-Джазира».
Добавить комментарий