8. Аккредитация журналиста

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Процедура аккредитации существует в различных сферах, в том числе и в медийной. Это слово происходит от латинского acredere, что значит «оказывать доверие». Другими словами, организация оказывает журналисту доверие, допуская его к проводимым мероприятиям. Говоря же юридическим языком, аккредитацияэто процедура назначения журналиста и признание его полномочий государственным органом, общественным объединением и организацией. Считается, что она нужна для журналистов, специализирующихся на конкретной тематике. Например, журналист пишет об экологии, и для того, чтобы легко получать доступ к информации, его могут аккредитовать в соответствующем органе. Также аккредитация нужна в тех случаях, когда необходимо упорядочить доступ журналистов к событиям или заседаниям. Скажем, чрезвычайно важные мероприятия интересны всем СМИ, но помещение может вместить не всех. В таком случае аккредитация позволяет более удобно организовать доступ СМИ к информации. Конечно, неаккредитованный журналист также имеет возможность присутствовать на заседании и получить его протоколы, однако сделать это будет гораздо сложнее.

Отметим, что право журналиста получить аккредитацию в организации не означает обязанность его аккредитовать. Закон гласит, что журналист может аккредитоваться в организации, но в любой ли? Разумеется, что частные организации (компании, фирмы) могут организовать аккредитацию, но они не обязаны этого делать. На практике аккредитация частной компанией означает согласование с редакциями количества приглашаемых журналистов. Например, фирма устраивает благотворительный вечер. Аккредитация в этом случае поможет выяснить организаторам,  сколько будет гостей, а также в каких СМИ можно ждать публикации материала. При этом частные компании не утверждают правила аккредитации – они вольны провести процедуру так, как им это удобно.

Порядок аккредитации.А вот государственные органы имеют четкое предписание, как должна проходить эта процедура. В ст. 4-3 Закона о СМИ сказано, что правила аккредитации утверждает уполномоченный орган. И хотя в настоящее время СМИ занимается скорее Министерство информации и связи, действующими являются правила об аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или иных организациях, утвержденные приказом и.о. министра культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 5 января 2000 года[1].

Закономерно возникает вопрос: обязан ли государственный орган аккредитовать журналиста? Прямого ответа нет, однако анализ правил позволяет утверждать, что обязан. Дело в том, что в документе четко указаны те случаи, когда в аккредитации может быть отказано:

-        неправильно заполнено заявление;
-        аккредитуемой организацией ранее выдано удостоверение об аккредитации данного журналиста, и оно имеет силу на момент поступления нового заявления;
-        аккредитуемый журналист был ранее лишен аккредитации за нарушение правил аккредитации либо за распространение сведений, порочащих честь и достоинство аккредитовавшего его государственного органа или иной организации.

Таким образом, если нарушений нет, то у государственного органа нет оснований для отказа. Остановимся подробнее на том, как оформляется заявление на аккредитацию.

Для начала отметим, что журналист сам не аккредитуется – его аккредитует собственник СМИ или же редакция по поручению собственника. В поданном заявлении должно быть:

-        название органа или организации, при которой аккредитуется журналист;
-        название СМИ или агентства;
-        местонахождение СМИ или агентства;
-        организационно-правовая форма и название собственника СМИ или агентства, его местонахождение;
-        номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет СМИ или агентства, выданного уполномоченным органом по делам средств массовой информации;
-        фамилия, имя и отчество журналиста, его должность;
-        служебный и домашний телефон журналиста СМИ или агентства;
-        к заявлению прилагаются копия служебного удостоверения журналиста и две фотографии размером 3,5 х 4,5.

Права аккредитованного журналиста. В принципе, здесь все понятно за исключением пункта, требующего указать Ф.И.О журналиста. Ведь журналист может писать под псевдонимом, а возможность указать псевдоним в правилах отсутствует. Как конфликт будет разрешен на практике? Думается, что если бы в силе были правила от 2000 года, то ответ был бы очевиден. Согласно той редакции аккредитованный журналист мог распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под условным именем (псевдонимом). В нынешней же редакции раздел «Права и обязанности журналиста» исключен. Ранее журналист точно знал, какие права он имел:

-         присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия[2];
-         быть принятым должностными лицами аккредитовавшего его органа в связи с осуществлением своих служебных обязанностей;
-         производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан;
-         получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты;
-         осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию;
-         проверять достоверность получаемой информации;
-         обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;
-         распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью или под условным именем (псевдонимом);
-         отказываться от публикации материала за своей подписью, если аккредитовавшим его органом представлены материалы, противоречащие личным убеждениям журналиста;
-         на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

Современный вариант правил устанавливает, что «права и обязанности государственных органов и иных организаций, а также и аккредитованных журналистов регулируются законами Республики Казахстан, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права), а также соблюдения правил профессиональной и деловой этики». Возможно, такое изменение было введено, чтобы избежать дублирования положений, закрепленных в других НПА. Например, право осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию переходит из Конституции в Закон о СМИ. Такой подход оправдан, но не всегда. Например, ранее было точно известно, что журналист может вести фото- и видеосъемку. Конечно, это право прописано и в ЗоСМИ, но специалист в сфере конституционного права Алмат Габбасов считает, что в Казахстане сложилась практика, в соответствии с которой, если отсутствуют процедурные нормы, с помощью которых реализуются права, они фактически останутся нереализованными или решение вопроса будет осуществляться не в рамках легальной административной процедуры, а в неформальных отношениях[3]. Другими словами, еще раз прописать для чиновника права журналиста было бы не лишним. В связи с этим можно отметить, насколько благоприятнее российские правила аккредитации, в соответствии с которыми госорганы обязаны создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки[4]. Таких требований не было и в старой редакции казахстанских правил. Но какие же обязанности возлагаются на аккредитовавший орган?

Обязанности аккредитовавшего органа. В НПА предписаны три обязанности:

  1. Предварительно, не позднее трех дней, извещать аккредитованного журналиста о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях.
  2. Обеспечивать протоколами и иными документами на государственном и русском языках.
  3. Выдать аккредитованному журналисту удостоверение.

Срок аккредитации и случаи ее лишения. И если речь зашла об удостоверении, то следует отметить, что оно бывает двух видов. Постоянное удостоверение выдается на год с возможностью продления на тот же срок. Во временном же – указывается точный срок действия (максимум шесть месяцев).

Ранее мы указали, что журналист может лишиться доверия государственного органа, а вместе с ним и аккредитации. Это возможно лишь в том случае, если корреспондент распространит информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию аккредитовавшего его органа. Но здесь нужно подчеркнуть, что возможности аккредитоваться лишается именно журналист, а не СМИ целиком. Собственник или редакция по поручению собственника может аккредитовать при этом органе другого журналиста.

Аккредитация иностранного журналиста. На основании ст. 24 ЗоСМИ аккредитация представительств иностранных средств массовой информации и их журналистов проводится Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Республике Казахстан иностранных журналистов и других представителей иностранных средств массовой информации регулируются законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. На распространение продукции иностранных средств массовой информации, нарушающей Конституцию Республики Казахстан и нормы настоящего Закона, в судебном порядке налагается запрет.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

  1. Что означает аккредитация в сферах дипломатии, образования, организации охраны труда; лабораторная аккредитация. В чем сходство института аккредитации во всех перечисленных сферах, а также в журналистике?
  2. Как организуется работа корпунктов за рубежом?
  3. Как и в каких случаях палаты Парламента могут объявить заседания закрытыми?
  4. Какие сложности организационного порядка могут возникнуть при аккредитации блоггера? Обратите внимание на оформление заявления.
  5. Приведите примеры, когда иностранные журналисты лишались аккредитации в результате их деятельности[5].



[1] Рассматриваются Правила по состоянию на 24 ноября 2005 г.
[2] Интересно, что случаи объявления заседания закрытым регламентированы только в отношении Парламента РК, например, в регламенте Мажилиса. В отношении иных органов четких правил не существует. Это создает определенную сложность, так как чиновники могут объявлять заседания закрытыми по своему усмотрению.
[3] А. Габбасов «Позитивная административная процедура: поиск новой парадигмы отношений между человеком и чиновником».
[4] А. Е.Воинов, В. К.Ефремова. Аккредитация в вопросах и ответах: Журналист в поисках информации/ сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов.3-е изд., испр. и доп. – Фонд защиты гласности / Центрально-Черноземный центр защиты прав СМИ. – М.: Изд-во «Галерия», 2001.
[5] Оттолкнуться можно от событий в Египте в 2011 году, когда власти страны лишили аккредитации журналистов канала «Аль-Джазира».

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.