4. Основные положения и понятия Закона РК о СМИ

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

Если Конституция определяет основные положения т.н. массово-информационного права, то Закон «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 уже детально регламентирует эту область. И поскольку этот закон является специальным, то нормативные акты более низкого уровня не могут отклоняться от его смысла и духа. Во многом этому способствует то, что в законе расписаны базовые понятия медийного права.

Большинство из тех терминов, которыми оперирует медийное право, заключены именно в законе, хотя некоторые разбросаны по иным нормативным актам. Ниже следуют ключевые термины. Конечно, в законе дается их расшифровка, однако, на наш взгляд, некоторые требуют более детального теоретического осмысления. В частности, это касается понятия массовой информации.

Массовая информация – это печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц[1]. Следует отметить, что перечень форм, в которых массовая  информация может распространяться является открытым.

Закон не дает разъяснения, в чем отличие сообщений от материалов. В неофициальном постатейном комментарии к казахстанскому Закон о СМИ сделана попытка разделить значение двух понятий:

-        сообщение должно носить более информационный характер, нежели материал, даже скорее характер объявления, целью которого является информирование общественности о том или ином событии или факте;
-        материал – это сведения, содержащие как фактологическую информацию (сведения о лицах, событиях, фактах, явлениях и процессах), так и информацию оценочного характера; аналитические, систематизированные и иные сведения[2].

Массовый характер информации говорит о её доступности для неограниченного круга лиц. Ученый Б. А. Грушин указывает, что массовая информация – это «любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла…оперировала (оперирует) масса»[3]. При этом он считает, что масса:

-        состоит из множества рассредоточенных в пространстве индивидов;
-        вхождение в нее каждого индивида случайно;
-        эта общность – открытая. В связи с возможностью и случайностью вхождения в нее каждого конкретного индивида в тот или иной момент ее величина непостоянна, вероятностна;
-        она ситуативна, образуется по конкретному поводу (аудитория данной телепередачи или посетители магазина в данный момент);
-        ее отличает гетерогенность, то есть разнообразие, неоднородность состава по разным характеристикам, прежде всего – социальным (по должностному и квалификационному уровню, роду занятий), но также зачастую – и по полу, возрасту, образованию, семейному положению. Читатели «Московского комсомольца», например, – люди относящиеся к разным возрастным и образовательным, доходным и квалификационным группам[4];
-        эта общность анонимна для того, кто производит информацию/товары/услуги, и для каждого из входящих в нее – также;
-        несмотря на неустойчивость, ситуативность и иные свойства, в силу которых масса кажется эфемерной, она обладает целостностью, будучи связана общими причинами, поводами, по которым люди оказались причастными к ней. Эта целостность создается совпадением во времени той деятельности, которой занимаются не договаривающиеся об этом, свободно выбравшие ее люди.

Средство массовой информации согласно п. 2 ст. 1 Закон о СМИ это «периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы». Таким образом, СМИ – это то, в чем содержатся сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает шесть видов СМИ:

1)      периодические печатные издания;
2)      радиопрограммы;
3)      телепрограммы;
4)      видеопрограммы;
5)      кинохроникальные программы;
6)      интернет-ресурсы и иные формы.

Формулировка «иные формы» предполагает, что список не окончателен. Зачастую такие открытые формулировки даются для того, чтобы НПА как можно дольше был актуален – вне зависимости от изменений в обществе. Скажем, если появится новая форма периодического распространения информации, то в закон не нужно будет вносить существенных поправок.

Исходя из определения, следует заключить, что СМИ это форма. И тут возникает сложность юридического толкования этого определения. Дело в том, что в других случаях СМИ рассматривается законодательством не как форма, а как субъект. Например, в ст. 682 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится, что «соответствующие средства массовой информации обязаны в течение одного месяца сделать об этом необходимое сообщение». Если СМИ это форма, то как ее можно обязать что-то сделать? И как, собственно, форма должна сделать сообщение?

Периодичность выхода зависит от формы. Так, печатные издания (газета[5], журнал[6], альманах[7], бюллетень[8], приложения к ним), имеющие постоянное название, текущий номер, должны выпускаться не реже одного раза в три месяца.

Если в Казахстане печатное издание должно выходить как минимум раз в три месяца, то в России разрешается периодичность раз в год.

Согласно ГОСТу 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» под периодическим изданием понимается «сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие»[9].

Выходные данные[10] (ст. 15) предполагают указание в печатном издании помимо постоянного названия[11], текущего (порядкового) номера еще несколько пунктов:

-        собственник средства массовой информации;
-        фамилия и инициалы главного редактора (редактора);
-        номер и дата свидетельства о постановке на учет и наименование выдавшего его органа;
-        периодичность издания;
-        дата выхода в свет средства массовой информации;
-        тираж;
-        наименование типографии, ее адрес и адрес редакции.

Если же мы говорим о теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программе (п.4 ст. 1), то имеем в виду совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих полное название, которые выходят в эфир не реже одного раза в полугодие.

Интересно, что не совсем понятно, с какой периодичностью должны выходить такие СМИ, как интернет-ресурсы, а также какими выходными данными они должны обладать. Вопросов о периодичности не возникает, если интернет-ресурс обновляется постоянно, но если это интернет-журнал или блог, которые не обязательно обновляются в постоянном режиме? Здесь же уместно будет отметить, что в законе с поправками на 6 февраля 2009 года в п. 15 ст. 1 было прописано определение WEB-сайт, под которым понималась «подготовленная при помощи специальных технических и программных средств электронная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения». Впоследствии оно было исключено. Что такое интернет-ресурс, мы можем найти в законе «Об информатизации», где говорится, что это электронный информационный ресурс, технология его ведения и (или) использования, функционирующие в открытой информационно-коммуникационной сети, а также организационная структура, обеспечивающая информационное взаимодействие[12].

Понятно, почему законодатель изменил формулировку. Согласно старой версии к интернет-СМИ можно было отнести только представительские страницы, но информацию в Сети можно распространять множеством способом – через форумы, социальные сети, торрент-трекеры, аудио- и видеоподкасты, твиттер, через комментарии к статьям и так далее. Поскольку информация может быть и противоправной, то законодатель посчитал необходимым распространить ответственность и на них.

Главный редактор. Основным свойством должности главного редактора (независимо от её точного наименования) в соответствии со ст. 7 ЗоСМИ является то, что занимающее её лицо принимает окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Главным редактором (редактором) не могут быть:

1) граждане, признанные судом недееспособными;
2) граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке;
3) иностранцы либо лица без гражданства;
4) граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир) средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.

Редакция средства массовой информации – физическое лицо либо творческий коллектив, являющийся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации. Таким образом, редакция никоим образом не может выступать в качестве юридического лица, если, конечно, собственник СМИ сам не является редакцией. Соответственно, редакция не может самостоятельного вести хозяйственную деятельность, бухгалтерский учет, открывать расчетные счета, выступать стороной в сделках (и, соответственно, в судебных спорах).

Невозможность вести самостоятельно хозяйственную деятельность причиняет неудобства, но иногда выгоды перевешивают неудобства. Адвокат Генри Резник рассказывает об одной российской газете[13]: «Секрет смелости “Завтра” заключается в том, что газета грамотно использовала прорехи действующего законодательства. “Завтра” не является юридическим лицом, не имеет ни собственной печати, ни счета в банке... Финансирует ее “ТОО редакция газеты “День”, но по закону материальную ответственность может нести лишь ее учредитель, в данном случае частное лицо, некто господин Худорожков, у которого, как выяснилось, нет даже твердого заработка...»[14]

Журналист (представитель средства массовой информации), как указано в п. 11 ст. 1, представляет собой физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений. Единственное условие, которое ставится перед лицом для признания его в качестве журналиста, – это договорные отношения с редакцией. Это может быть трудовой договор, гражданско-правовые отношения (например, авторский договор, по договору подряда и т. д.) или же редакция на основании соглашения дает уполномочивает человека вести журналистскую деятельность. Других ограничений нет – ни по возрасту, ни по образованию, ни по какому-либо еще критерию. Некоторые эксперты считают, что даже при отсутствии договора (внештатный корреспондент) журналист может доказать свой статус документальным подтверждением своих отношений с редакцией, например, указав на ссылку в выходных данных издания, удостоверение, выданное редакцией, и т.п. Важно четко понимать, кто является журналистом, так как за ним признаются права и обязанности, указанные в ст. 20 и 21 Закон о СМИ.

Интересно, что по смыслу статьи журналистом может признаваться не только корреспондент, но и верстальщик, корректор, оператор и другие лица, которые занимаются сбором, обработкой или подготовкой сообщений[15]. Этот нюанс важен не только с точки зрения теории, но и практики. Более подробно в главе об уставе редакции.

Издатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором.

В конце отметим, что чрезвычайно важно использовать одни и те же термины при изучении той или иной сферы. Кто как не журналист должен понимать, сколь многозначным может быть слово. Какие последствия могут быть, если у журналиста и читателя разное понимание того или иного слова. Именно для того, чтобы избежать непонимания в сфере медийного права, следует стараться пользоваться не словарными определениями, а толкованием, который дает закон.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

  1. Каким образом законодательство (не обязательно казахстанское) регулирует работу торрент-трекера? Может ли система P2P выступать в качестве способа распространения продукции СМИ?
  2. Главным редактором не может быть лицо без гражданства. Что такое гражданство и в каких случаях оно может отсутствовать?
  3. Что такое авторский договор и договор подряда?
  4. Что входит в функции издателя? Какой конкретно деятельностью он занимается?



[1] п. 1 ст. 1 Закона о СМИ РК.
[2] Закон о СМИ: как понимать, как применять/ Под ред. Т. Калеевой – Алматы: Фонд «Адил соз», 2005.
[3] Массовая информация в советском промышленном городе/ Под ред. Грушина, Б.А., Оникова Л. А. – М.: Политиздат, 1980. – 446 с.
[4] СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
[5] Периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. ГОСТ 7.60-2003
[6] Периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения. ГОСТ 7.60-2003
[7] Сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. ГОСТ 7.60-2003
[8] Периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. ГОСТ 7.60-2003
[9] http://gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/stands/7_60.htm
[10] Нарушение порядка объявления выходных данных влечет ответственность по ст. 350 КоАП
[11] Смена названия требует переучет СМИ согласно ст. 10 Закона о СМИ РК
[12] Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 217-III «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.07.2010.)
[13] Случай применим к казахстанскому законодательству.
[14] Назаров В. Закон писан для “Завтра”. – “Куранты”. 25 октября 1994 г./ Цит. по М. Федотову «СМИ в отсутствие Ариадны: попытка юридического комментария в лабиринте законов и практики», 1996 г.
[15] Корректор и верстальщик занимаются обработкой и подготовкой сообщений и материалов. Возможно, противоречие снимается, если считать, что журналист должен выполнять все три действия, указанные в определении. В таком случае корректор и верстальщик не являются журналистами, т. к. не собирают информацию.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.