11. Выборы и участие СМИ

  • Опубликовано: 14 January 2013
  • Автор: danik

К оглавлению

В демократическом обществе выборность тех или иных должностных лиц является чуть ли не основой самого понятия «демократия». И именно в предвыборный период на СМИ ложится очень большая ответственность. Ни для кого не секрет, что СМИ оказывают огромное значение на общественное мнение, особенно сейчас. И поэтому повышается ответственность редакций не столько перед читательской аудиторией, сколько перед обществом в целом. И роль СМИ в этот выборный период двусмысленна. С одной стороны, они могут выступать площадкой для агитационных материалов кандидатов, с другой – могут сами информировать о политическом раскладе сил. Причем в первом случае СМИ имеет возможность заработать, но при этом страдает объективность редакционных материалов.

Следует отметить, что законодатель справедливо посчитал недопустимость тотальной коммерциализации избирательных кампаний. Да, он разрешил покупку газетных площадей или эфирного времени, однако ввел жесткие требования относительно источников финансирования. Об этом поговорим чуть позже. А пока акцентируемся именно на этической стороне вопроса. Очевидно, что при отсутствии контроля заинтересованные стороны могут купить не только площадь и время, но и редакционное мнение, что недопустимо для института выборов.

Эта тема рождает множество важных вопросов. Например, кто вправе пользоваться услугами СМИ? Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, кандидаты, избирательные блоки, объединения и т. д.? О каких услугах идет речь? Или же в чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? Вроде бы в осуществлении гражданского контроля[1].

Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию. Интересно соотнести это определение с тем, как разъясняет понятие предвыборной агитации, например, Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, объявленных на 4 декабря 2005 года[2].

Предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:

-        призывы голосовать за или против кандидатов;
-        предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов, в частности, указание на то, за какого из кандидатов будет голосовать избиратель;
-        описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов;
-        явно преобладающие сведения о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями[3].

Данные правила не облегчают понимания, что такое агитация, а лишь усложняют. В законе все просто: если текст побуждает проголосовать за или против (есть некий императивный оборот, призыв), то это агитация. В этом случае агитку легко отделить от информационной статьи о выборах и кандидатах. Однако если следовать правилам, то эта задача значительно усложняется. Какое процентное соотношение подразумевается под понятием «преобладающие сведения»? Вместе с тем можно признать справедливость правил, поскольку недобросовестные кандидаты или редакции могут проводить агитационные материалы под видом редакционных статей. При этом они не оплачиваются, а также создают неравные условия для других кандидатов.

Вот какие отличительные элементы агитации выделяют специалисты:

1. Наличие субъекта. То есть в материале указаны кандидат или политическая партия, за которых призывается голосовать или не голосовать.
2. Побудительность (призыв), по нашему мнению, является квалифицирующим признаком предвыборной агитации, поскольку явно влияет на выбор граждан в пользу или против кандидата или политической партии.
3. Мотивация побудительности (призыва). Определяет, почему нужно голосовать за или против того или иного кандидата или политической партии.
4. За или против. Этот компонент служит конечной цели предвыборной агитации[4].

Порядок агитации. Ст. 27 Конституционного закона «О выборах» гласит, что предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.

Для проведения агитации кандидаты на выборах бесплатно получают эфирное время на телерадиоканалах и печатную площадь в СМИ. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление на телевидении, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Под печатным листом следует понимать бумажный лист форматом 60х90 см, площадью 5400 см². Объем 0,1 печатного листа равен площади 540 см², что составляет 1/4 газетной полосы формата А-2.

Во время выступления в эфирном времени запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере. Это вполне разумное требование, особенно если учесть, что предвыборные материалы передаются в СМИ заранее. У редакции, например, есть возможность рядом с предвыборной агитационной статьей разместить материал, который пункт за пунктом будет критиковать агитационную статью – в этом случае суть пропаганды будет сведена к нулю.

Кандидаты в президенты, депутаты парламента и маслихата вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещается привлечение в этих целях иных денег из других источников, принятие любых не оплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг физических и юридических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным физическим и юридическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.

Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах, в порядке и объеме, определяемых Центральной избирательной комиссией. Таким образом, для государственных СМИ это будет обязательным сообщением.

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса. Это положение также логично, поскольку существует множество способов искажения информации такого рода.

Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования, поэтому существует практика так называемых экзитполов, когда у уже проголосовавших людей спрашивают, за кого они проголосовали. Делается это для того, чтобы составить примерную картину того, как идет голосование.

Прекращение предвыборной агитации определяется в ст. 32 того же закона. Она гласит:

-        В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
-        Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

Разрешенная и запрещенная агитация. Что может быть сказано в агитации, а что нет? Существует ли некая цензура? С одной стороны, ее не должно быть, ведь в этом случае электорат не может сформировать полного представления о позиции кандидата. Что если кандидат расист? Может ли он в своей предвыборной платформе утверждать превосходство какой-либо расы? В США решили очень просто: в предвыборный период кандидат может говорить все, что угодно. Чтобы граждане видели: этот  человек расист, а этот предполагает разделить государство, а тот хочет выселить из страны некоренное население. В этом отношении есть польза от такой формы выражения свободы слова.

В нашем же законодательстве в предвыборной агитации не может быть пропаганды социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды, призыва к захвату власти, насильственному изменению строя и государственных границ, пропаганды войны и т. д.

Также в период предвыборной агитации СМИ должны воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии. Но здесь следует отметить, что агитация подразумевает призыв не только голосовать за себя, но и голосовать против оппонента. Кандидат N решил, что в его агитационной статье будет рассказываться, почему нельзя голосовать за кандидата G. При этом один из тезисов порочит честь и достоинство N. Как быть редакции? Редактор должен воздержаться от опубликования такого материала. Но тогда не будет ли он привлечен по ст. 99-1 КоАП, которая гласит: «Воспрепятствование кандидатам в президенты, в депутаты или на иные выборные должности, их доверенным лицам, политическим партиям в процессе реализации ими права вести предвыборную агитацию  влечет штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати, на должностных лиц – в размере от пятнадцати до двадцати пяти, на юридических лиц – в размере от двадцати пяти до тридцати пяти месячных расчетных показателей». Ситуация довольно неоднозначная.

Если же СМИ опубликовало сведения, порочащие честь и достоинство, то оно по Закону «О выборах» должно предоставить возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания, причем на той же странице, в том же объеме и тем же шрифтом, или в передаче на телевидении либо радио в такое же время в течение двадцати четырех часов после поступления обращения. А что если в своем опровержении кандидат G не только станет отвергать тезисы N, но заодно и пройдется крепким политическим словом по его личности, его партии и взглядах? Значит ли это, что теперь N имеет право на бесплатное опровержение? Таким образом, редакция может быть потенциально втянута в полемику, которая будет разворачиваться на страницах издания в ущерб журналистским материалам.

А. Рихтер считает: отказ редакции публиковать материал, который порочит честь и достоинство, может привести к привлечению редактора к ответственности по ст. 146 УК РК, касающейся воспрепятствования осуществлению избирательных прав. Ведь если в избирательные права входит не только само право выбора (человека удерживают, не дают прийти на участок), но и право на агитацию, тогда редактор действительно может понести наказание в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот МРП или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Интернет-СМИ и агитация. Поскольку в 2009 году интернет-ресурсы были признаны в Казахстане СМИ, то возникает вопрос, как должна осуществляться предвыборная пропаганда в Сети.

Возьмем, к примеру, блоги. Известно, что существуют т. н. stand-alone блоги, которые существуют сами по себе как отдельные сайты, а существуют блог-платформы, например, известная площадка Yvision.kz. В законе сказано, что если СМИ намерено проводить агитацию, оно должно обратиться в ЦИК. Если речь идет о платформе, то кто должен подавать сведения в ЦИК: блоггер или администрация блог-платформы? Наиболее разумным кажется ответ: «сам блоггер». Ведь СМИ – это блог, а не блог-платформа, являющаяся лишь технической базой, «коммунальным» сервисом, предоставляющей пользователю готовое программное обеспечение, движок, который позволяет вести блог.

Сайт вымышленной партии «Настоящая свобода» однозначно будет содержать информацию о ее программе, баннеры с плакатами, статьи и иллюстрации, которые можно отнести к предвыборной агитации. Означает ли право равного доступа к СМИ, что другие партии также имеют право публиковать на сайте «Настоящей свободы» свои агитационные материалы? Или же этих баннеров на сайте «Настоящей свободы» не может быть вообще, если только редакция этого сайта не заключила договор с партией, чьим ресурсом она является, на оказание услуг (предоставление места для агитации), которые должны быть оплачены из фонда?

Специалист компании «ЮрИнфо» Игорь Лоскутов отметил, что в правилах указывается: «СМИ предоставляют эфирное время и печатную площадь», а так как у интернет-СМИ нет печати и эфира, нормы о предвыборной агитации на договорной основе на них не расспространяются. Юрист  НПО «Интерньюс» Руслан Даирбеков считает, что правила можно толковать двояко, сведения о расценках на агитацию должна подавать платформа и в случае публикации обязательно указывать, что средства из избирательного фонда кандидата[5]. Здесь мы видим, что включение интернет-ресурсов в категорию СМИ во время выборов создает большое количество проблем, так как законодательство слабо регулирует эту область.

Равные права кандидатов. Закон предписывает СМИ предоставлять кандидатам равные условия. Что это значит? Известно, что разные СМИ имеют разную читательскую аудиторию, также СМИ различаются по степени влиятельности, авторитетности. Редакция некоторых СМИ может быть оппозиционной, или, наоборот, проправительственной. Представим, что оппозиционная газета предоставила место для агитации кандидату от оппозиции. Кандидат из проправительственной партии также хочет разъяснить суть своей программы читателям оппозиционного издания. Может ли редакция запретить ему? Нет. Ведь в таком случае редакция мешает избирателям ознакомиться с взглядами всех кандидатов, со всеми предвыборными платформами. Отказав, СМИ создает барьер на пути полной информированности. А если нет доступа ко всей необходимой информации, то как избиратель может сформировать объективное мнение? Вот что говорит об этом закон:

-        кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации;
-        согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки;
-        очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно;
-        средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении эфирного времени, печатной площади не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов[6].

Равный объем времени. Здесь все относительно просто. Предоставляя одному кандидату час времени, редакция не имеет права продать другому кандидату меньше. То же самое и с печатной площадью.

Равная частота. Здесь могут возникать некоторые сложности, связанные с техническими возможностями СМИ. Предположим, что кандидат N получает час, который он хочет разделить по пять минут и выходить в эфир в течение месяца. Может ли редакция кандидату V отказать в таком делении – дескать, купили час, потратьте его сразу? Очевидно, что психологический эффект от одной агитации (дается небольшими порциями долгое время) и от другой (целый блок агитационного материала, который трудно воспринимать) несоизмерим, а значит? и равные права нарушаются. Другой пример – кандидат N использует час в прайм-тайм, а кандидату V  час дают использовать в три часа ночи, объясняя плотной сеткой вещания.

Размеры оплаты не могут меняться в течение предвыборной кампании, так как все расценки должны быть опубликованы. Поэтому ситуация, которую описывает А. Рихтер в своей работе, в Казахстане невозможна. В частности, по поводу равных прав на оплату он пишет: «Если первый кандидат платит за час эфира 10 тыс. долларов, то второй тоже должен получить час за 10 тыс. долларов. Если же он получает его за 9 тыс., то первому должны вернуть тысячу, а если за 12 тыс., то первый имеет право потребовать, чтобы ему вернули «лишние» две тысячи. Если же первый кандидат получает один час за 10 тыс. долларов, а у второго кандидата нет такой суммы, то считается, что он не смог воспользоваться равным правом на доступ к избирателям через средства массовой информации».

Теледебаты. В соответствии со ст. 28 Закона «О выборах» ЦИК может организовать на телевидении дебаты. Для наглядности можно привести регламент дебатов, которые состоялись перед очередными выборами президента в 2005 году[7]:

1. Телевизионные дебаты зарегистрированных Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан кандидатов в Президенты Республики Казахстан (далее – кандидатов) проводятся 17 ноября 2005 года в 18.00 часов в эфире республиканского телевизионного канала «Хабар» в студии в городе Алматы.

2. Темы телевизионных дебатов:

-        экономическая – программы и предложения кандидатов в области экономического развития Республики Казахстан;
-        социальная – программы и предложения кандидатов по социальной сфере;
-        политическая – программы и предложения кандидатов по вопросам внутренней и внешней политики.

3. Телевизионные дебаты проводятся на государственном и русском языках.

4. В ходе проведения телевизионных дебатов не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Участники телевизионных дебатов воздерживаются от личностных нападок, дискриминации по отношению к другим кандидатам, соблюдают общепринятые нормы этики.

5. В телевизионных дебатах участвуют не менее двух кандидатов, изъявивших желание принять в них участие. Кандидаты участвуют в телевизионных дебатах лично.

6. На телевизионных дебатах могут присутствовать представители кандидатов в Президенты Республики Казахстан (не более пяти человек от каждого), наблюдатели и представители средств массовой информации, полномочия которых удостоверены в соответствии с требованиями Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», которые наблюдают за ходом дебатов по специально установленным мониторам.

7. Непосредственно перед началом проведения телевизионных дебатов проводится жеребьевка по определению очередности выступления кандидатов.

Проведение дебатов. Представление ведущим участников телевизионных дебатов, оглашение темы телевизионных дебатов и условий их проведения (3 минуты).

1-й раунд: представление кандидатами своих программных взглядов (по 3 минуты чистого времени на каждого кандидата согласно результатам жеребьевки).

2-й раунд: вопросы ведущего кандидатам (вопрос – 20 секунд, ответ – по 2 минуты на каждого кандидата).

3-й раунд: вопросы кандидатов друг другу по порядку согласно результатам жеребьевки. (вопрос – 20 секунд, ответ – по 2 минуты на каждый вопрос. Комментарий задавшего вопрос (по желанию) – 1 минута).

4-й раунд: заключительное слово кандидатов (по 1 минуте на каждого кандидата)

Заключение ведущего (2 минуты).

В принципе условия проведения теледебатов рациональны, это действительно хорошая возможность для электората сравнить программы кандидатов. Но на практике они не так эффективны. Так, кандидат может выступить, а может отказаться. Во время выборов президента в 2005-м и на внеочередных выборах 2010 года действующий президент Н. Назарбаев отказывался от участия в теледебатах, что серьезно снизило важность такого инструмента предвыборной агитации.

Участие СМИ в процессе выборов. Очень важной является наблюдательная роль СМИ. По закону один корреспондент от каждого СМИ имеет право при наличии редакционного задания и служебного удостоверения присутствовать на избирательном участке с момента его открытия и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей. При этом, что также очень важно, согласно ст. 20-1 Закона «О выборах» представители СМИ имеют право делать фото-, аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов.

Ответственность СМИ и журналистов. За нарушения выборного законодательства ответственность СМИ закреплена в 11-й главе КоАП. Приведем несколько статей.

Статья 99. Проведение агитации в связи с выборами (республиканским референдумом) в период ее запрещения законодательством Республики Казахстан – влечет штраф на граждан в размере от десяти до пятнадцати, на юридических лиц – в размере от двадцати пяти до тридцати пяти месячных расчетных показателей.

Статья 100. Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях или совершение иных действий, порочащих их честь и достоинство, в целях влияния на исход выборов – влечет штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти, на должностных лиц – в размере от двадцати пяти до тридцати пяти, на юридических лиц – в размере от тридцати пяти до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 105. Нарушение главным редактором, журналистом, должностным лицом редакции средства массовой информации условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (законодательством о республиканском референдуме), – влечет штраф на граждан и на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати, на юридических лиц – в размере от тридцати до шестидесяти пяти месячных расчетных показателей.

Статья 109-1. Оказание физическими и юридическими лицами услуг кандидатам, политическим партиям в связи с их предвыборной деятельностью без их письменного согласия – влечет штраф на граждан в размере от десяти до двадцати, на юридических лиц – в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей.

Статья 110-1. Нарушение предусмотренного законодательством Республики Казахстан о выборах порядка публикаций результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, влечет штраф на граждан в размере до пятнадцати, на юридических лиц – в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей. Проведение опроса общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования влечет штраф на граждан в размере от пяти до десяти, на юридических лиц – в размере от двадцати до двадцати пяти месячных расчетных показателей.

Вопросы для самостоятельной работы с источниками:

  1. Что такое политическая реклама, чем она отличается от агитации? Как она регулируется законодательством?
  2. Что значит «Конституционный закон»? Какова иерархия нормативных правовых актов?
  3. Найдите запись любых теледебатов и сравните их с предложенным в главе регламентом.
  4. Каким образом формируется избирательный фонд кандидата?
  5. Найдите примеры того, как СМИ влияют на выборы.



[1] М. А. Федотов. «СМИ и выборы: вчера, сегодня, завтра». – стенограмма выступления на конференции, – http://www.indem.ru/idd2000/conf/2konf/verbatims/2ab3fed.htm.
[2] Утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 16 сентября 2005 г., № 17/38
[3] Четвертого пункта не было в правилах ЦИК, опубликованных в «Казахстанской правде» от 5 марта 2011 г.
[4] Красильникова Г. Н. Как освещать выборы: памятка журналисту.– Алматы: «Адил соз», 2007. Изд. 2-е, доп. – 88 с.
[5] Ольга Каплина. «Осторожно – выборы! А мы все – СМИ». Статья с сайта «Новый репортер»/ http://newreporter.org/ostorozhno-%E2%80%93-vybory-a-my-vse-smi/ от 15 марта 2011г.
[6] Ст. 28 Конституционного закона РК «О выборах» от 28 сентября 1995 года, № 2464
[7] Утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 12 ноября 2005 г., № 44/88.

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.